Следственный комитет и Генпрокуратура вступили в конфликт из-за подмосковных прокуроров

В пятницу вечером замгенпрокурора отменил решение комитета о возбуждении уголовных дел в отношении прокурорских работников. В СКР намерены обжаловать действия прокуратуры.
С.Портер

Следственный комитет России будет обжаловать решение Генпрокуратуры об отмене возбуждения уголовных дел в отношении нескольких прокурорских работников Московской области.

В пятницу прокурор Клина Эдуард Каплун и прокурор Ногинска Владимир Глебов стали подозреваемыми по уголовному делу по получению взяток (ст. 290), которое возбудило Следственное управление СКР по Московской области. Новый поворот в войне следователей и прокуроров произошел сразу после того, как Генпрокуратура объявила об отсутствии нарушений в Подмосковье.

В тот же день заместитель генпрокурора, рассказал представитель СКР Владимир Маркин, отменил постановления о возбуждении уголовных дел в отношении Глебова и Каплуна, а также в отношении первого заместителя прокурора Московской области Александра Игнатенко, начальника управления прокуратуры Московской области Дмитрия Урумова и помощницы бизнесмена Назарова Аллы Гусевой.

Маркин уточнил, что дело в отношении Игнатенко и Урумова было возбуждено в пятницу вечером по статьям "злоупотребление должностными полномочиями" и "получение взятки в крупном размере", а в отношении Гусевой - по статье "дача взятки должностному лицу". "Отменой прокурорами постановлений о возбуждении перечисленных уголовных дел были прерваны проводимые неотложные следственные и процессуальные действия, в том числе обыски и ходатайство перед судом об избрании меры пресечения подозреваемому", - сказал Маркин.

Руководство Следственного комитета также приняло решение передать уголовные дела, связанные с незаконной организацией игорного бизнеса в Подмосковье, из Главного следственного управления по Московской области в производство Главного следственного управления СК, сообщил Маркин. "Речь идет о двух уголовных делах, возбужденных по факту совершения мошенничества Иваном Назаровым и другими лицами при незаконной организации и проведении азартных игр на территории города Пушкино (часть 4 статьи 159 УК РФ), и по факту совершения группой лиц мошенничества при незаконной организации и проведении азартных игр на территории Сергиева Посада, а также незаконном использовании компьютерных программ и нарушении авторских прав (часть 4 статьи 159 УК РФ, пункты "б", "в" части 3 статьи 146 УК РФ и часть 2 статьи 272 УК РФ)", - сказал он.

В Генеральной прокуратуре заявление Следственного комитета не комментируют.

По версии следствия, Глебов и Каплун систематически получали взятки от структур, связанных с бизнесменом Иваном Назаровым, обвиняемым в организации нелегального игорного бизнеса, и в ответ предупреждали его о проверках правоохранительных органов в отношении игорных заведений. Дело в отношении прокурора по действующему УПК можно возбудить и без санкции прокуратуры по решению вышестоящего следственного органа, поясняет представитель СКР.

С самого начала СКР и ФСБ (которая сопровождает дело) сообщали о том, что Назаров действовал благодаря покровительству подмосковных прокуроров - прокурора области Александра Мохова и его зама Александра Игнатенко. Однако, по словам главы администрации Серпухова Александра Шестуна, который заявлял о вымогательстве со стороны Назарова и прокуроров, у него нет данных, что Каплун и Глебов были близки к Игнатенко и Назарову.

А самого Назарова согласно заявлению СКР повторно обвинили в мошенничестве, которым следствие считает проведение якобы беспроигрышных лотерей, в результате чего игроки проиграли в лотерейных автоматах 65,5 млн руб. Ранее Назарова и его партнеров и сотрудников обвинили в нарушении авторских и смежных прав (ст. 146 УК) и неправомерном доступе к компьютерной информации (ст. 272 УК) за имевшее место, по версии следствия, изменение программного обеспечения игровых автоматов, благодаря которому выигрыш стал невозможен.

В отношении арестованного в феврале Назарова уголовное дело было изначально возбуждено по статье «мошенничество», но затем это обвинение было снято.

Ответный удар СКР по прокурорам был произведен после того, как в начале этой недели Генпрокуратура объявила об итогах своей проверки возможных связей подмосковных прокуроров и нелегального игорного бизнеса и не нашла в деятельности прокуроров нарушений.

В феврале ФСБ и СКР публично обвинили представителей прокуратуры в крышевании незаконного игорного бизнеса. В ходе разбирательств силовиков президент Дмитрий Медведев предостерег их от публичного выяснения отношений. Бороться с коррупцией надо последовательно, но не создавая избыточного резонанса, объяснил Дмитрий Медведев, имея в виду начавшееся расследование дела о незаконном игорном бизнесе в Московской области. Как сообщил ЦОС ФСБ, в 15 городах Московской области действовали нелегальные игровые залы.

Начальник главного управления по надзору за следствием Генпрокуратуры Андрей Некрасов тогда назвал подозрения в адрес сотрудников прокуратуры глумлением над Конституцией: если обвинения обоснованны, должно быть официальное обвинение.