Осторожно, ЖЖ закрывается!

Атака хакеров на «Живой журнал» становится фактором общественно-политической жизни. Это уже не просто интернет-хулиганство, не только акция против некоего неугодного автора журнала. Речь идет о ликвидации социальной сети — во всех смыслах данного словосочетания.

Сейчас невозможно сказать, сколько будет таких атак, как часто «Живой журнал» будет отныне закрываться, разовые ли это действия или долгосрочный тренд. Но очевидно одно: если кому-то не нравится то, что пишут в ЖЖ, раздражают те, кто пишет, удручает то, что по этому поводу думает рефлексирующая часть граждан, если злит такая форма общения и самовыражения — найден простой и безотказный способ это общение отменить. Положить конец подобным размышлениям вслух. Запретить собираться на виртуальном майдане. Расформировать все сообщество.

И даже тот факт, что частью этого сообщества стал верхновный главнокомандующий, не является помехой для его расформирования. Президентский «живой журнал» так же недоступен, как и все остальные. Пусть пишет на официальном сайте и не общается с кем ни поподя — по сути, такой вердикт вынесли инициаторы уничтожения «живого пространства». И Медведев пока ничего этому акту не противопоставил.

Эксперт по интернету Антон Носик в эфире «Эха Москвы» предположил, что за кибер-атаками стоит молодежное движение «Наши». Он напомнил, что однажды один из его активистов чистосердечно признался, что организовал такую атаку на правительственные сайты Эстонии — в качестве возмездия за демонтаж Бронзового солдата. Этим признанием органы правопорядка не заинтересовались, хотя в Уголовном кодексе соответствующая статья имеется.

Вряд ли кто-нибудь возьмет теперь на себя ответственность за обвал «Живого журнала». Из прежнего признания активиста «Наших» еще не следует, что молодые путинцы и поныне продолжают свои «проделки». Но следует вот что: этим оружием в совершенстве владеют властные и околовластные структуры. Они умеют его применять и периодически проводят испытания. Ясно и то, что ЖЖ, ставший альтернативой многотиражным официозным и сервильным СМИ, не просто вызывает аллергию у этих структур — он их приводит в бешенство.

Самая свежая новость: Василий Якеменко подает в суд на Олега Кашина за его пост в ЖЖ. Искалеченному журналисту теперь, возможно, придется раскошелиться не только на лечение, но и на компенсацию морального ущерба отца-основателя «Наших».

Могут возразить: а что особенного в бомбежке именно ЖЖ? Кибер-атакам постоянно подвергаются самые разные сайты. Однако есть две особенности. Прочие сайты не блокируют постоянно или бесконечно долго — за исключением откровенно экстремистких и порнографических. А ЖЖ, похоже, становится долгосрочной мишенью.

Вторая же особенность в том, что «Живой журнал» - это уникальная и пока не имеющая аналогов среда общения и передачи информации. По сути, это одно из самых мощных и влиятельных СМИ России, хотя формально СМИ не является и как СМИ не производится. Без ЖЖ картина мира резко меняется, и замену ему быстро не найти.

Появляется все больше оснований думать, что речь идет именно о попытке закрыть сервис. Что это шаг системный. Можно сказать, концептуальный. Требующий системного же ответа. Если же ответа не последует и ЖЖ закроется — это, без всякого преувеличения, будет событием, сравнимым с ликвидацией НТВ (в том виде, в каком канал существовал до 2000 г.) и последующей установкой тотальной цензуры на телевидении.