Кто будет президентом, определит кризис

В заявлении Дмитрия Медведева о перспективах его участия в выборах президента в 2012 г. появилась новая нотка. Если раньше оба дуумвира подчеркивали, что они "одной крови", то теперь президент, отмечая, что у них при разнице отдельных подходов общие цели, говорит, что у него общие цели и с другими российскими политиками, тоже думающими о будущем России. Вывод очевиден: из двух участников тандема Медведев больше хочет идти на выборы. Только и всего. Никакой предвыборной гонки даже с учетом вылезших на поверхность идеологических разногласий между президентом и премьер-министром в сфере внешней политики.

Ведь если говорить о практике, то зачистка силовых структур и губернаторского корпуса, проводимая Медведевым, вполне в русле интересов Владимира Путина. Даже ослабление группы Игоря Сечина (в связи с его уходом из совета директоров «Роснефти») не означает автоматического ослабления премьер-министра. Было время, когда и сам Путин наносил ощутимые удары по Сечину. Обеспечение межкланового баланса - это конек премьера, и в этом элементе ему нет равных. Кстати, Медведев не впервые выполняет роль "санитара элитного леса" - ротации в силовых структурах он проводил, еще будучи главой администрации президента.

Однако и Путин, вроде бы с готовностью уступающий президенту поляну внешней политики и электорально малоперспективную нишу игры с либеральной общественностью, не намерен уходить из внутриполитической повестки дня. Именно он выступает сегодня в роли разработчика плана стратегического развития страны, курируя экспертные группы по доработке стратегии-2020, и даже временами перехватывает у Медведева его любимую модернизационную тему. В конце концов, именно он первый поехал на «Ё-мобиле». У Путина есть пул своих мегапроектов - Таможенный союз, Северный и Южный потоки, над реализацией которых он продолжает системно работать.

Да и близкие к премьеру бизнесмены явно не готовятся к отходу. Наоборот, они вовсю вкладываются в активы, эффективность которых во многом зависит от благосклонности властей и крупных госкорпораций.

Так что политический расклад и ролевое распределение игроков, на мой взгляд, зависит не от амбиций потенциальных кандидатов, а в большей степени от оценки элитами социально-экономических перспектив страны, от того, насколько они верят в новый виток кризиса в 2013-2014 гг.