Артемьев защитит нефтяников от стагнации

Ралли на рынке нефти не должно оборачиваться постоянным увеличением налогов; ФАС предлагает снижать акцизы на топливо при росте экспортной пошлины.
Игорь Артемьев и Игорь Сечин/ С.Портер

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила правительству определить уровень мировой цены на нефть, после которой акцизы на топливо на внутреннем рынке будут снижаться на величину, эквивалентную росту экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты. Об этом заявил во вторник руководитель ведомства Игорь Артемьев.

"Бесконечный рост цен на мировом рынке не должен приводить к бесконечному росту экспортной пошлины, потому что это приведет к тому, что отрасль будет обречена на стагнацию. И в случаях такого роста (цены на нефть. - ИФ) нужно пропорционально снижать акцизы на нефтепродукты", - сказал Артемьев (цитата по «Интерфаксу»). По его словам, такое предложение ФАС внесла на совещании по нефтепродуктам у вице-премьера Игоря Сечина на прошлой неделе. Документально идея не оформлена.

Уровень цен, при достижении которого имеет смысл применять предлагаемый механизм, Артемьев называть не стал. В какой-то точке цена для потребителя перестанет расти, а государство входит в ноль, потому что экспортная пошлина продолжает расти, пояснил руководитель ФАС. Точку безубыточного производства «с нормальной рентабельностью» нужно определить.

"В целом наша позиция является сбалансированной: вы, пожалуйста, не выходите за мировые цены, потому что у вас монопольное положение на

рынке, не обдирайте потребителя - за это будут большие штрафы, ориентируйтесь, пожалуйста, на трансляцию мировых цен <...> Но если бесконечный рост цен будет вызывать теоретически резкое увеличение экспортных пошлин и цен для потребителя, то нужно снижать акцизы на ту же величину, на которую повышаются экспортные пошлины", - приводит «Интерфакс» слова Артемьева.

«На мой взгляд, предложение весьма разумное: основным бенефициаром роста цен на нефть при действующей налоговой системе являются не нефтяные компании, а государство, - говорит аналитик Банка Москвы Денис Борисов. - Чем выше цена на нефть, тем больший процент от поступающих доходов изымается в виде экспортных пошлины. Например, при стоимости Brent в $60 за баррель величина экспортной пошлины составляет 44,7% от цены на нефть, при $120 — 54,8%. При этом пошлины на нефтепродукты привязаны к пошлине на нефть. Однако существенное снижение нынешних ставок экспортных пошлин выглядит невозможным, так как это приведет к росту «нетбэков» (цена экспортного паритета) и создаст предпосылки для роста цен на внутреннем рынке нефтепродуктов».

Следовательно, манипулирование акцизами на нефтепродукты является хорошим выходом из сложившейся ситуации, хорошо было бы распространить эту практику и на НДПИ, отмечает аналитик. В рыночной экономике акциз является тем видом налогов, который должны платить потребители, а не компании, однако в РФ повышение или снижение акцизов на нефтепродукты в первую очередь затрагивает маржу производителей, так как их плательщиками являются НПЗ, добавляет Борисов.

В апреле бурный рост нефтяных котировок снова подстегнул цены на бензин и дизтопливо. Хотя еще в феврале Белый дом пригрозил нефтяникам многомиллиардными штрафами. России нужна страховка от «немотивированного и ничем не обоснованного вздутия цен» на бензин и дизтопливо, негодовал в феврале премьер Владимир Путин. Досталось всем нефтяникам. И несколько недель подряд они снижали, а потом замораживали цены.

Однако затишье кончилось, во всяком случае в оптовом звене. В первую неделю апреля народный бензин Аи-92 подорожал в среднем по России на 1,5% до 25 889 руб./т, свидетельствует статистика ИАЦ «Кортес». Спотовые цены на Аи-95 достигли 27 413 руб. (+1,02% за неделю), на Аи-80 — 25 281 руб. (+0,7%), на летнее дизтопливо — 21 445 руб. (+ 0,5%). Главная причина — рост мировых котировок на нефть, отмечают специалисты «Кортеса», сказались также сезонный спрос и плановые ремонты некоторых НПЗ.

Все это говорит о том, что российский рынок нефтепродуктов еще не отыграл бурный рост мировых цен на нефть, говорил «Ведомостям» директор «Кортеса» по развитию Павел Строков, а значит, топливо будет дорожать и дальше. Причем цены растут не только на спотовом рынке, но и на биржах, что не дает оснований подозревать нефтяников в нарушениях, отмечал тогда эксперт.