Минфин обяжет экспортеров и импортеров указывать сроки возврата денег или товара

Правительство может обязать импортеров и экспортеров указывать в контрактах «разумные сроки» получения товара или возврата денег. Из-за борьбы с серым оттоком капитала через однодневки может пострадать добросовестный бизнес, опасаются предприниматели и эксперты

Минфин разослал на согласование поправки в закон о валютном регулировании и контроле (копия есть у «Ведомостей»). Они обязывают участников внешнеэкономической деятельности в договорах с иностранцами указывать «разумные сроки» получения денег, товаров, оказания услуг. Критерии «разумности» в проекте не указываются.

Получать средства за экспорт и возвращать обратно оплату, если импортные товары не были поставлены, – обязанность резидентов по закону о валютном регулировании, но норма не работает, говорится в пояснительной записке: привлечь к ответственности за нарушение трудно.

Особенно Минфин беспокоит невозврат оплаты за непоставленные импортные товары. Это стало одним из самых распространенных нарушений валютного законодательства, которое оказывает негативное влияние на платежный баланс страны, сказано в пояснительной записке: в 2007 г. из России подобным образом было выведено 4,4 млрд руб., в 2008 г. – 28,2 млрд, в 2009 г. – 321,5 млрд.

Только по поддельным таможенным декларациям в 2008 г. из России вывели 8 млрд руб., в 2009 г. – уже 170 млрд, за полгода 2010 г. – 124 млрд, говорил осенью прошлого года «Ведомостям» руководитель Росфиннадзора Сергей Павленко. Наиболее распространена такая схема вывода капитала, рассказывал сотрудник таможенных органов: российская фирма заключает фиктивный контракт на покупку товаров за границей и перечисляет 100%-ную предоплату. Далее в уполномоченный банк представляется поддельная грузовая декларация, но фактически товары в Россию не приходят, объяснял чиновник. В кризис такие схемы стали пользоваться большой популярностью, отмечал таможенник.

Обязать компании прописывать в договорах сроки Минфину предложил Росфиннадзор, говорит сотрудник службы: «Законопроект пока проходит предварительные обсуждения, он не до конца согласован даже с Минфином». Но проблему нужно решать, иначе обеспечить эффективность валютного контроля будет сложно, отмечает он. В Минфине вчера комментарии получить не удалось.

У Минэкономразвития позиции по законопроекту пока нет, говорит сотрудник ведомства: «Мы запросили мнение «Деловой России» – не станет ли принятие этих поправок дополнительным административным барьером для бизнеса». Предлагаемые изменения породят «или фикцию, или коррупцию», считает президент «Деловой России» Александр Галушка. По его словам, опрошенные ассоциацией предприниматели уверены, что заранее определить сроки в большинстве случаев невозможно: «Разумность же слишком субъективный критерий, который создает почву для злоупотреблений контролирующих органов, и если установить длительный срок, то они всегда могут сказать, что он не обоснован».

Крупные компании и так указывают в контрактах все сроки, а фирмы-однодневки, которые этого не делают, таким способом не победить, считает сотрудник агрохолдинга. По его словам, норма может ударить по крупному добросовестному бизнесу: «Компания и так страдает, если из-за непредвиденных обстоятельств средства или товар не были вовремя получены, а теперь ее положение дополнительно усложнит государство».

Проблему серого оттока капитала нужно решать улучшением инвестиционного климата, считает Галушка. Без улучшения условий ведения бизнеса в России предлагаемая инициатива – «стрельба из пушек по воробьям», уверена и советник DLA Piper Марина Лякишева: «О каком привлечении к ответственности может идти речь, если создателей фирм-однодневок невозможно найти?» Она согласна, что принятие поправок прежде всего ударит по добросовестным предпринимателям.