На безвизовый режим с Европой Россия может не рассчитывать

Еврокомиссия готова одобрить ужесточение Шенгенских соглашений. Формальный повод - наплыв в Италию, а из нее во Францию беженцев из Туниса и Ливии. Однако первый звоночек прозвучал значительно раньше - когда Николя Саркози принял меры по выдворению цыган из Франции, а затем его примеру последовали и итальянцы. И хотя принятые тогда решения были признаны чрезмерными, проблема, а вернее, проблемы, никуда не делись. Это различие в уровне жизни и экономического развития в разных странах и даже регионах внутри Евросоюза и шенгенской зоны, крах политики мультикультурализма, признанный ведущими европейскими политиками, увеличивающееся давление мигрантов из стран Северной Африки и Ближнего Востока.

Причем, судя по заявлению еврокомиссара Сесилии Мальмстрем, в ЕС понимают, что нынешний наплыв мигрантов, вызванный чередой революций, не последний. Реструктуризация Большого Ближнего Востока только началась, она будет неизбежно сопровождаться внутренними конфликтами и новыми потоками беженцев, в нее с большой долей вероятности будут вовлекаться все новые и новые страны. Внутренний кризис европейского проекта будет усугубляться сложностями с транспортными коммуникациями, рынками сбыта и безопасностью маршрутов и гарантиями объемов поставок энергоносителей.

На эти вызовы страны - члены ЕС будут отвечать ростом национального эгоизма и регионального сепаратизма. Именно поэтому я скептически оцениваю шансы Румынии и Болгарии на вхождение в шенгенскую зону в ближайшее время, несмотря на царящий в этих странах оптимизм. Новый массовый вояж цыган в придачу к тунисским беженцам французских избирателей накануне проблемных для Николя Саркози президентских выборов вряд ли обрадует. Показательно и очередное обострение по вопросам паспортного контроля между скандинавами и странами Балтии, сопровождаемое обвинениями прибалтов в чрезмерной криминогенности.

В связи с этим было бы крайне наивно верить в реалистичность отмены в ближайшее время визового режима между Евросоюзом и Россией. Европейцы уже имели болезненный опыт 1990-х гг., когда широко предоставлялись виды на жительство "борцам за свободу" с Северного Кавказа, что создало питательную почву для образования этнических преступных группировок, с которыми они не могут справиться до сих пор. Кроме того, в Европе осознают и возрастающие риски для политической устойчивости режимов в странах Центральной Азии, что может привести к миграционному давлению на Россию, а через нее на ЕС. И наконец, наличие визового режима является слишком удобным инструментом давления на российскую элиту, чтобы от него отказываться.