Как обустраивают Владивосток

Из полуразрушенной окраины Приморье за несколько лет превратилось в гигантскую стройку – сюда государство вкладывает каждый 10-й инвестиционный рубль, а общая стоимость подготовки к саммиту АТЭС – 660 млрд руб. Корреспонденты «Ведомостей» отправились поглядеть, что там делают с этими деньгами
Е.Мязина/ Ведомости

Большая чистка

Самые дорогие проекты (сметная стоимость, данные Минрегиона). 248,5 млрд руб.

Магистральный газопровод Сахалин – Хабаровск – Владивосток строит на деньги «Газпрома» «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга

57,2 млрд руб.

Дальневосточный федеральный университет строит на деньги федерального бюджета «Крокус» Араса Агаларова

36,0 млрд руб.

Обустройством Киринского газоконденсатного месторождения, с которого пойдет газ во Владивосток, занимается «Газпром» (проект «Сахалин-3»)

34,0 млрд руб.

Строительство мостового перехода на о. Русский через пролив Босфор Восточный ведет на деньги федерального бюджета УСК «Мост»

31,6 млрд руб.

Две верфи для строительства буровых установок строят в Приморье на собственные деньги ОСК и ее партнеры – корейская DSME и сингапурская Yantai Raffles. На фото Владимир Путин рассматривает макет одной из них

28,9 млрд руб.

Автодорогу поселок Новый – поселок Седанка с низководным мостом строит на деньги федерального и приморского бюджетов Тихоокеанская мостостроительная компания

23,8 млрд руб.

Гостиницы во Владивостоке строятся в основном на деньги частных инвесторов (7,5 млрд руб. – за счет приморского бюджета)

20,0 млрд руб.

Газопровод береговой технологический комплекс Киринского газоконденсатного месторождения – головная компрессорная станция «Сахалин» на деньги «Газпрома» строит «Стройгазмонтаж»

19,9 млрд руб.

Строительство мостового перехода через бухту Золотой Рог ведет на деньги федерального и приморского бюджетов Тихоокеанская мостостроительная компания

14,3 млрд руб.

Аэропорт Владивостока реконструирует «Шереметьево» на собственные и привлеченные (аэровокзал), а также бюджетные (аэродромный комплекс) деньги

АТЭС сильна саммитом

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) – международная экономическая организация, созданная для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. Объединяет экономики 21 страны самого разного уровня развития (от США до Папуа – Новой Гвинеи). АТЭС – крупнейшее экономическое объединение (форум), на которое приходится свыше 57% мирового ВВП и 48% объема мировой торговли. Это скорее консультативный орган, объясняет завкафедрой международных экономических организаций ВШЭ Владимир Зуев: «России он пока ничего конкретного не принес, кроме повода привести в порядок Владивосток к 2012 г.». По инициативе США участники АТЭС планируют заключить соглашения о либерализации торговли и инвестиций, но до конкретных решений пока не дошло, рассказывает Зуев. Члены АТЭС хотят к 2020 г. создать зону свободной торговли, но Россия до сих пор не присоединилась к этой инициативе. России АТЭС интересна с точки зрения сотрудничества с азиатскими странами и потому, что мы до сих пор не члены ВТО, а благодаря АТЭС можно участвовать в обсуждении глобальных торговых инициатив, говорит Зуев: «Кроме того, председательство в АТЭС в следующем году – это возможность привлечь дополнительные инвестиции в дальневосточные и сибирские регионы».

У мэра цемент дешевле

В Приморском крае одна цементная компания – «Спасскцемент». Она обеспечивает 95% цемента для стройки к саммиту, рассказывает мэр Владивостока Игорь Пушкарев. 37-летнему мэру это хорошо известно – ведь это была его компания, он сам несколько лет назад возглавлял завод в Спасске. Сейчас бизнес в руках двух его младших братьев – Андрея и Владимира. В прошлом году, по словам главы департамента активных продаж управляющей заводом компании «Востокцемент» Михаила Пруса, «Спасскцемент» продал на стройки АТЭС 230 000 т цемента, план на этот год – 300 000 т. Тонна цемента Владивостоку обходится в 3500–4000 руб., Русскому – дороже из-за транспортировки, добавляет он. Мэр не видит в этом конфликта интересов: «Можно покупать любой цемент, никто не запрещает, но покупают тот, у которого цена-качество оптимально соответствуют. Какой смысл везти его из Новосибирска или Новороссийска, если здесь дешевле?» Первого вице-премьера Игоря Шувалова тоже не смущает, что семья Пушкарева – поставщик стройки. Это не мешает, уверяет он: «Когда мы тромбовали поставщиков по ценам, в том числе цементников, Пушкарев за них не заступался». Пушкарев работает мэром столько же, сколько идет стройка. Пушкарев – отличный вариант, считает Шувалов: жил и работал во Владивостоке, да к тому же богатый человек: не будет деньги бюджетные расхищать.

Путину средств не жалко

«Совокупные расходы на Олимпийские игры, Универсиаду в Казани и саммит АТЭС действительно велики, но эти деньги пойдут на развитие инфраструктуры – дорог, мостов, электроснабжения, канализации. На это средств не жалко. Мы ведь и деньги частных инвесторов будем привлекать. Конечно же, все эти ресурсы должны расходоваться рационально». май 2011 г. Ведомости

По Владивостоку не пройдешь: везде копают и строят. Город стоит в жутких пробках, потому что дороги ремонтируют. Когда был последний серьезный ремонт дорог, никто из приморцев не помнит. Автомобиль либо ползет, либо скачет: «Дороги у нас массажные», – шутит водитель. Молодежь придумала другое название – 3D-дорога, потому что трясет во все стороны – вправо, влево, вверх и вниз. Ощущения усиливает и многоуровневый ландшафт столицы – Владивосток расположен на многочисленных сопках, внутри которых до сих пор находятся советские военные объекты (подземные ходы и убежища), вырытые на случай нападения.

Пройти по тротуарам Владивостока во многих местах тоже непросто, их разворотили, потому что перекладывают канализацию. Точнее, не перекладывают, а кладут. Во Владивостоке до сих пор нет канализации. Отходы жизнедеятельности без всякой очистки стекают в море, в Амурский залив и бухту Золотой Рог. Стоки в море в трех местах: в районе центральной площади, у Первой и Второй речки. Очистные сооружения уже построили – центральные, северные и юго-восточные, рассказывает первый заместитель мэра Владивостока Алексей Сухов, теперь главная задача – подсоединить к ним саму канализацию. «Город перестанет гадить в море. Это же просто счастье», – радуется врач Наталья.

В бухту Горностай, что в нескольких километрах от Владивостока, счастье уже пришло. Отходы там начали сваливать еще в 1967 г., с тех пор свалка разрослась в полкилометра, дымящийся мусор валился в Уссурийский залив. Люди привыкли к ней и делали вид, что ее нет: проезжая мимо на своих праворульных машинах, заранее закрывали окна. Теперь на месте свалки высится 42-метровый холм, полигон твердых бытовых отходов рекультивирован в соответствии с самыми современными технологиями – оценив это, в бухту уже стали заходить сельдь и зубатка. На холме прикреплен огромный рекламный плакат, на котором написано, что рекультивацию курировал лично губернатор Приморского края Сергей Дарькин. Эту гору местные жители называют памятником Дарькину (хотя вообще-то больше половины расходов на рекультивацию профинансировал федеральный бюджет – 362,9 млн руб., краевой выделил 331,8 млн руб.). Новым тротуарам – новые бордюры. «С каждым мэром у нас меняются бордюры и брусчатка, – делится один из жителей города. – При Копылове (Юрии, возглавлявшем администрацию Владивостока в 2000–2004 гг. и обвиненном в превышении служебных полномочий. – «Ведомости») была гладенькая, глянцевая – у него был свой завод. Зимой чуть снег, и народ ломает руки-ноги». Следующий градоначальник, Владимир Николаев (2004–2007 гг., отстранен в связи с возбуждением уголовного дела за злоупотребление полномочиями), окантовал тротуары шершавым базальтом. Но соль и погода сделали свое дело – обновка разрушилась прямо на глазах. «Теперь вот Пушкарев (Игорь, новый мэр. – «Ведомости») кладет гранит, – вздыхает собеседник «Ведомостей», – но проверку снегом он еще не прошел».

К приезду высоких гостей на саммит АТЭС у города появятся не только канализация и тротуары, но и сразу два пятизвездочных Hyatt. Сейчас самой лучшей гостиницей во Владивостоке считается четырехзвездочный «Хёнде», в котором обычно останавливается прилетающее из Москвы высокое начальство. Оба Hyatt будут стоять у моря, только один – в самом центре города, а другой – немного в отдалении, на Корабельной набережной. Зачем городу дорогие гостиницы, если спрос вполне удовлетворяют частные мини-отели, удивляются некоторые приморцы. «Будет Hyatt в листинге, и поедут люди сюда отдыхать, а не будет – не поедут», – объясняет Дарькин.

Ярмарка амбиций

Саммит продлится три дня в сентябре 2012 г. – расходы бюджета на его подготовку составят 202 млрд руб., а общая стоимость всех проектов – 660 млрд руб. Больше трети этой суммы приходится на магистральный газопровод Сахалин – Хабаровск – Владивосток, за который платит «Газпром». Остальные деньги потратят в основном на то, на что может упасть взгляд гостей: аэропорт, автодорога, мосты, морской фасад Владивостока и, наконец, остров Русский, где и пройдет саммит.

Первое, куда упадет взгляд, – новый трехэтажный аэропорт. Он будет таким красивым, что сможет стать главным аэропортом востока России и обязательно разовьется до уровня авиахаба, убежден гендиректор ЗАО «Терминал Владивосток» Дмитрий Черненков, до этого участвовавший в строительстве терминала F в «Шереметьево». Сейчас аэропорт Владивостока способен пропустить около 700 пассажиров в час, а сможет – 1360. Правда, пока у здания нет даже стен, и с трудом верится в обещания Черненкова сдать аэропорт к 30 октября этого года. Конкурс на отделку еще не проведен, были проблемы с подрядчиками, рассказывает Черненков, «Шереметьево», которое строит аэропорт, отказалось от услуг генподрядчика Hochtiеf, которые показались ему слишком дорогими, и от денег ВЭБа. Банк обещал дать на аэропорт 5,7 млрд руб., а выделил только 1,8 млрд руб. На этом кредитную линию закрыли. ««Шереметьево» не выполнило наших требований по поручительствам по кредиту», – объясняет менеджер ВЭБа. «Шереметьево» нашло деньги само.

Из аэропорта на Русский участники форума должны проехать по гостевой трассе, включающей три моста (сейчас на дорогу уходит несколько часов с переправой на старом пароме). Опоры двух будущих вантовых мостов – пилоны, похожие на огромные рогатины, – видны из любой точки города. Один, сметной стоимостью 19,9 млрд руб., свяжет части города по обе стороны бухты Золотой Рог, а второй, за 34 млрд руб., – город с островом Русским.

Русский в советское время был военным островом. Его территория – чуть менее 100 кв. км. С середины 90-х при сокращении армии военные стали уходить с острова. Сейчас Ворошиловская батарея из форпоста береговой обороны Тихоокеанского флота превращена в музей, действующих частей осталось всего несколько, население – 4500 человек (в основном семьи военных).

Тратить столько денег на мост до острова и застройку самого острова глупо, считает бизнесмен из Владивостока, земли в России и без островов достаточно: «Ярмарка амбиций какая-то». А Дарькин считает, что стройка на Русском – лучшее решение: «В мире есть примеры, когда развивают острова как города, – Нью-Йорк, Гонконг и Сан-Франциско». Губернатор надеется, что Русский станет вторым Гонконгом: после саммита краевая администрация построит еще два моста на острова архипелага Евгении – Попова и Рейнеке. Эти два моста будут небольшими и не потребуют средств из федерального бюджета, заверяет он.

«Проекты дорогие и дурные», – считает бывший мэр Владивостока Виктор Черепков. Дорога на Русский застрянет в пробках: «В выходные тысячи студентов массово будут ехать домой, а в понедельник – обратно. Построенная двухпутка встанет». Да и вообще непонятно, зачем из острова делать студенческую общагу, недоумевает Черепков.

Кампус Агаларова

Генерального подрядчика по застройке острова Русский первый вице-премьер Игорь Шувалов нашел в Москве – на выставке автомобилей в «Крокус-сити»: в сентябре 2008 г. он заехал туда с сыном – посмотреть машины. Владелец Crocus Group Арас Агаларов очаровал Шувалова рассказами об устройстве торговых и выставочных площадей. На очередном совещании, посвященном стройке во Владивостоке, у Шувалова опустились руки: ему предлагали дорогой и длинный проект – метр выходил дороже $6000. Со словами: «Вы все врете!» – Шувалов позвонил Агаларову и спросил, за сколько тот может построить на Русском университет. Ответ Агаларова – $2000–2500 – решил дело.

На Русском ЗАО «Крокус» строит корпуса Дальневосточного федерального университета, конференц-центр, магистральный водовод, медцентр, сети канализации с очистными сооружениями, пожарное депо, дома для переселенцев, свалку и 60-километровую дорогу. Через год остров, обещает Агаларов, станет раем – новый район утонет в зелени, цветах и фонтанах.

Пока здесь 10 000 рабочих – в основном из Китая, Турции, Средней Азии. Летом их число вырастет на 2000–3000 человек, обещает Агаларов. Будущий рай строительная армия Агаларова возводит в тайге, на скальном грунте. «Мы на Русском взорвали 400 т динамита и сдвинули 4 млн куб. м скального грунта, на паромах привезли миллионы и миллионы тонн строительных материалов».

Местному населению Русского соседство со строителями не нравится. От них много мусора и шума, рассказывает житель Сергей: «Бросают бутылки за территорией стройки, у них-то пить запрещено». Периодически вспыхивают забастовки – последняя в начале мая. В чем дело? Зарплату не платят. «Задаем подрядчику вопрос, на что ушел авансовый платеж, в который входит и оплата рабочим, и, как правило, после этого разговора деньги на зарплату своим строителям у них находятся в течение суток», – рассказывает Агаларов. В среднем рабочий на Русском, по его словам, получает 40 000 руб. в месяц плюс жилье, питание и одежда.

Девелопер давал интервью «Ведомостям» в столовой для рабочих. В этот день на обед давали салат весенний, суп гороховый, индейку с овощами, макароны, компот и яблоки. «Чувствуете, какой запах? – спрашивал Агаларов. – Так пахнет только там, где хорошо кормят». Трехразовое питание обходится «Крокусу» в 280 руб. в день на рабочего.

«Кому еще в жизни повезло построить город? Наши объекты – город», – объясняет свое участие в стройке Агаларов. По его расчетам, себестоимость квадратного метра на Русском с учетом дороги, крупнокалиберных коммуникаций, набережной, тротуаров и внутриплощадочных пространств составляет около 68 000 руб.

На Дальнем Востоке нет строителей, которые бы вытянули стройку на Русском, считает Владимир Каспин, гендиректор ремонтно-строительной компании КФК – постоянного подрядчика городских и краевых объектов. По его мнению, у Агаларова есть не только опыт, но и административный ресурс – если возникают проблемы, он имеет возможность решить их через федеральные власти. Местные не справились бы, считает Каспин: «Не те возможности».

После победы

Если бы не было саммита АТЭС, то его стоило бы придумать, говорил «Ведомостям» президент Дмитрий Медведев: «Чтобы туда так целенаправленно потратить деньги». Автор идеи – Владимир Путин, рассказал Дарькин. Путину пришла в голову эта мысль в 2006 г., когда российская делегация принимала участие в саммите АТЭС во Вьетнаме. «Владимир Владимирович сказал: почему бы нам саммит на Дальнем Востоке не провести? Я предложил Владивосток», – вспоминает Дарькин. Пока в правительстве спорили о проектах, начался кризис, пришло время сокращать расходы, говорит Шувалов: «Но Путин сказал: если не сейчас, мы это не сделаем никогда».

Таких инвестиций Владивосток не видел с хрущевских времен, считает краевед Лидия Шубина: в начале 1960-х прошла массовая застройка в городе, люди переехали из землянок и бараков в благоустроенные квартиры. Столько, сколько сейчас, государство не вкладывало в Приморье никогда – ни при царе, ни при советской власти, уверен Дарькин.

Вопрос, что с этим со всем будет дальше.

Агаларов переживает за свое дальневосточное наследие. Он уверен, что инфраструктура вдохнет в Русский жизнь: землю раскупят и много чего понастроят. Надо на федеральном уровне принимать градостроительный план острова, иначе получится «форшмак, кильки в томатном соусе». «Пока мы живы и здоровы, пока при должностях, этого не допустим», – обещает Шувалов.

Губернатор Приморья сообщил, что девелоперы после АТЭС готовы купить на Русском землю под застройку на 150 млрд руб. Но сам же он признается, что продать ничего не сможет, потому что земля принадлежит Минобороны. К саммиту из федерального бюджета дали Минобороны 5,2 млрд руб., чтобы военные вывели объекты с территорий, необходимых для стройки, но и только. Если Минобороны землю на Русском не отдаст, никакого будущего у Русского нет, считает Дарькин.

О полной эвакуации военных с острова Русский речи вообще не идет, говорит сотрудник центрального аппарата Минобороны. Часть земель будет освобождена, причем военные предполагают, что с ними рассчитаются частью жилья, которое будет на этих землях построено. Военных никто не будет заставлять отдавать землю просто так, уверяет Шувалов: «Они должны знать, что их никто не подвигает, а просто новые программы дают новые возможности для жизни, в том числе их детей».

Дарькин надеется, что Дальний Восток после саммита станет крупным инвестиционным центром России. За 15 лет после АТЭС регион привлечет 2 трлн руб., ВРП вырастет в 2,5 раза: «У меня все посчитано». Но иностранцы в регион идут неохотно. Иностранные инвестиции в Приморье в прошлом году, по данным Приморскстата, составили $117 млн (да и из них 42% пришло с Кипра). «Mazda планирует строительство завода, ведем переговоры с Toyota и Nissan», – перечисляет губернатор. В продвинутой стадии пока только проект Toyota: через своего глобального партнера, японскую Mitsui, она создала СП с «Соллерсом», которое в следующем году запустит производство внедорожников Land Cruiser Prado мощностью 25 000 автомобилей в год.

Эксперты скептически относятся к надеждам чиновников. В Приморье бандитский капитализм и значительная доля бизнеса в тени, полагает директор Института региональной политики Булат Столяров. Порты по-прежнему контролируются непонятными структурами, припортовая промышленность существует только на бумаге у консультантов, о развитом финансовом секторе говорить тоже не приходится, перечисляет он.

Местные жители тоже не слишком верят в экономическое чудо. Они даже и в саммит не сильно верят: денег на стройке отпилят, а саммит проведут в Питере или еще где-нибудь, рассуждают они.

«На Русском никто ничего не пилит», – уверяет Шувалов, и проводить саммит в других местах тоже никто пока не собирается. Если Дарькин хочет делать из Владивостока русский Гонконг, то Шувалов говорит, что у Владивостока есть шанс стать русским Сиднеем. По его словам, у правительства уже есть мысль открыть там консерваторию.

Продолжение темы – на www.vedomosti.ru/special/primorye.shtml

Интервью с губернатором Приморского края Сергеем Дарькиным

Интервью с мэром Владивостока Игорем Пушкаревым

Интервью с владельцем Crocus Group Арасом Агаларовым

Полный список объектов, строящихся к саммиту АТЭС, с указанием их сметной стоимости