Россия готова пожертвовать пошлинами ради свободы торговли

Страны СНГ создадут зону свободной торговли по образу и подобию ВТО. Россия может снизить или отменить экспортные пошлины

Представитель ТМК отказался от комментариев. Открытие рынка выгодно сельхозпроизводителям Украины и Казахстана, отмечает гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько, российские не пострадают и не выиграют, хотя им поможет унификация фитосанитарных требований.

В четверг в Минске пройдет заседание совета глав правительств стран СНГ. Планируется подписание договора о зоне свободной торговли, рассказал директор экономического департамента исполнительного комитета СНГ Андрей Кушниренко. Сотрудник аппарата правительства менее категоричен: документ обсудят, но подписан он может быть позже.

Зона свободной торговли (без пошлин и квот) формально существует в СНГ почти с момента его создания, регулируется двусторонними соглашениями и общим от 1994 г. Документы предусматривают многочисленные изъятия, зачастую противоречат друг другу и морально устарели, говорит Кушниренко: так, не ограничены возможности страны субсидировать предприятия.

Условия создания новой зоны максимально приближены к нормам ВТО, продолжает Кушниренко. По новому договору страны обещают отменить квоты и импортные пошлины (на время останутся пошлины на спирт, водку и сахар). Отмена экспортных пошлин будет обсуждаться дополнительно, но подписавшие договор обязуются отказаться от них в перспективе или снизить, отмечает Кушниренко. Это очень отдаленная перспектива, осторожен чиновник Минфина, сейчас вопрос серьезно не обсуждается.

Доходы бюджета от экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты в 2010 г. составили около 2,4 трлн руб., на газ – 193 млрд руб. Пошлину на нефтепродукты без угрозы снижения доходов бюджета уже сейчас можно перенести в НДПИ, отмечает управляющий директор IHS Cambridge Energy Research Associate Сергей Вакуленко: «Но вырастет закупочная цена для НПЗ, что скажется на ценах на бензин». С газом проще, цены государство может регулировать, добавляет он.

Россия уже соблюдает большинство норм ВТО и почти все требования нового договора, говорит Кушниренко, в основном она выиграет от создания зоны – например, в Средней Азии конкурентоспособность российских машин снижена из-за ограничительных мер. Договор вступит в силу с момента ратификации, для Узбекистана – с 2020 г. или после вступления в ВТО.

Для большинства российских промышленников соглашение выгодно – открываются новые рынки, отмечает профессор ВШЭ Алексей Портанский: в Белоруссии в отношении российских товаров действует, по данным Минэкономразвития, более 23 запретных мер. Но некоторые отрасли, например сельское хозяйство и производители труб, могут столкнуться с ростом импорта, признает он.

В 2010 г. «АвтоВАЗ» экспортировал 42 143 автомобиля – на 21% больше, чем годом ранее, львиная доля пришлась на СНГ, говорит директор по внешним связям завода Игорь Буренков. Особенных проблем с экспортом в страны СНГ «АвтоВАЗ» не испытывает, за исключением поставок в Узбекистан, признает он: в 2009 г. для компаний, торгующих импортными автомобилями, власти Узбекистана отменили конвертацию валютной выручки, запретили кредитование покупок и ввели дополнительный дорожный налог. Продажи «АвтоВАЗа» в Узбекистане резко сократились: в 2008 г. поставлено 8920 Lada, в 2010 г. – 162. Для наращивания экспорта «АвтоВАЗу» нужно будет строить дополнительные мощности, говорит Буренков.

В целом зона свободной торговли может стать более эффективным с точки зрения увеличения товарооборота проектом, чем Таможенный союз, считает Портанский.