КС разрешил формировать органы местной власти без выборов
Суд решил, что такой порядок не нарушает конституционные права гражданКонституционный суд разрешил формировать представительные органы районных муниципалитетов не на основе прямых выборов, а из числа депутатов и глав сельских поселений. Такой порядок не нарушает конституционные права граждан, говорится в постановлении КС, принятом по жалобе жителя Наро-Фоминска Николая Савостьянова, – он оспаривал положения закона «Об общих принципах местного самоуправления», которые предусматривают два возможных варианта формирования советов муниципальных районов (это муниципальные образования «второго уровня» - в муниципальный район входят несколько поселений, которые имеют собственные органы самоуправления).
Савостьянов жаловался на то, что в 2009 г. совет депутатов Наро-Фоминского района самораспустился, а новых выборов назначать не стали, так как совет депутатов Веселевское предложил сформировать совет из глав и депутатов сельских поселений. Это позволило «самопровозглашенному совету присвоить власть без выборов, лишив меня и еще 145 000 жителей Наро-Фоминского района и наших потомков на веки вечные конституционных прав избирать и быть избранным», возмущен Савостьянов. Представитель президента Михаил Кротов на заседании КС высказался в пользу «муниципальной вертикали» – такая модель обеспечивает баланс интересов жителей городских и сельских поселений, баланс интересов жителей больших и малых населенных пунктов в составе района, а также позволяет экономить бюджетные расходы и привлекать к управлению профессионалов.
КС Савостьянова также не поддержал: представители поселенческих образований прошли через выборы, поэтому ни Конституция, ни Европейская хартия местного самоуправления не исключают подобного способа, если это решение принимают сами местные жители, отмечается в решении суда. Но должен существовать эффективный механизм, который позволит населению принимать участие в решении вопроса о том, какой способ выбрать. Такой механизм должен включать в себя информирование населения, также у граждан должна быть возможность довести до сведения депутатов свое мнение, указал суд.
Отказ от прямых выборов – общий тренд, констатирует член федерального политсовета "Правого дела" Борис Надеждин. «Это как выборы мэра: можно и назначать, но лучше, чтобы были прямые выборы». Конституционных аргументов против механизма формирования советов муниципальных районов из представителей поселковых советов нет, хотя с политической точки зрения прямые выборы, конечно, предпочтительнее: это обеспечивает большую политическую конкуренцию. При этом КС мог жестко связать возможность перехода к подобной модели с общим волеизъявлением – например, посредством референдума. Но делать этого не стал, отмечает Надеждин.