Своими действиями против Миронова единороссы провоцируют опасный тренд

Отзыв из Совета Федерации его председателя Сергея Миронова – событие, равного которому не случалось в российской политической истории уже давно. И дело не просто в громкой отставке (уход Юрия Лужкова прошлой осенью тоже казался важным рубежом) – дело в том, что «Единая Россия», похоже, стала паниковать в преддверии приближающихся выборов и может наделать массу тактических ошибок.

Весьма показательной отставка Миронова выглядит в контексте нескольких тенденций, отнюдь не свидетельствующих о совершенствовании российской политической системы.

Во-первых, еще раз подтверждено не только то, что парламент у нас – это не место для дискуссий, но и то, что «народные избранники» – не более чем постоянно тасуемая номенклатурная колода. Избирали человека в Совет Федерации, и вдруг он оказался в Государственной Думе – да большая ли разница? Все одно технические, ни на что не влияющие институты.

Во-вторых, дано четкое указание, что третьим лицом в государстве в России может быть кто угодно, независимо от публичной известности, компетенции, заслуг и талантов. Партия сказала: надо посидеть в этом мягком кресле пока мое мнение не поменяется – и любой, на кого будет указано, послушно исполнит эту волю. Месседж – есть только национальный лидер и больше никого.

В-третьих, очень доступно до различных политических партий доведена простая мысль: вы – никто. Вот было у «Справедливой России» в Законодательном собрании Санкт-Петербурга 13 депутатов, и только четверо из них рискнули поддержать своего лидера. Осторожность – вот высшая ценность, а принципиальность и честность в российской политике не нужны.

Список можно продолжать, но картина и без того ясная. Страна завоевана тем «агрессивно-послушным большинством», о котором говорил Миронов в своем последнем выступлении в заксобрании. Но ситуация выглядит особо печальной еще и потому, что Сергей Михайлович, при самом добром к нему отношении, – не Андрей Сахаров и не Борис Ельцин. И противостоять этому «большинству» в современной России, как может показаться, практически некому. Однако тут и возникает источник надежды.

«Партия власти» показывает, что издеваться над народом и здравым смыслом она может бесконечно. Однако своими действиями в отношении Миронова «единороссы» провоцируют опасный тренд. Обвинение бывшего председателя Совета Федерации в «измене Путину» некорректно. Миронов долгое время оставался вполне лояльным политиком, и его деятельность в «Справедливой России» была крайне полезной, так как могла поспособствовать становлению в стране реальной двухпартийной системы, жизненно необходимой для сохранения в России той стабильности, что возникла в 2000-е гг. Скорее, наоборот: это Грызлов и Путин первыми торпедировали принцип «управляемой демократии», возжелав неприкрытого авторитаризма – а на управляемости демократии и допустимости определенной свободы маневра в последнее время базировалась вся российская политика.

Более того, похоже, на этой основе строился и тандем, правящий страной с 2008 г. «Народный фронт», воинственная риторика, отставка Миронова – все это может расцениваться как отказ одной из сторон тандема от следования некоторым «правилам приличия», согласованным три с половиной года назад. А если одна сторона отказывается придерживаться договоренностей, то и другая может счесть, что они не для нее писаны. В таком контексте отставка председателя Совета Федерации может стать своего рода «точкой невозврата», запускающей общий распад сформированной ныне структуры власти и начало своего рода «войны всех против всех».

Вряд ли ответственные граждане могут хотеть такого развития событий – но именно «Единая Россия» сейчас предпринимает все, чтобы уничтожить даже иллюзию сохранения в стране цивилизованного политического пространства. Развитие событий становится с этого момента более непредсказуемым, а поступки их участников – все менее просчитываемыми. И в такой ситуации в игру способна вступить сила, которой не было в Советском Союзе времен поздней перестройки – крупный отечественный бизнес. Каким бы несовершенным он ни был, политической дестабилизации он не хочет. Очень показательным стало прозвучавшее накануне мироновской отставки заявление Михаила Прохорова о вероятности возглавить «Правое дело» и превратить его во вторую по значению партию страны.

Политическая стабильность сегодня нужна России как никогда – но, похоже, ее источником уже не может быть «Единая Россия». Воспользуются ли новой ситуацией «системные» оппозиционные партии, покажет время. Но складывается впечатление, что время их молчаливого подчинения власти уже заканчивается.