Выступление президента - новая порция слов, которые так и останутся словами?

Многие отечественные политологи с энтузиазмом отреагировали на выступление Президента Дмитрия Медведева при открытии Санкт-Петербургского экономического форума. Действительно, в нем содержались многообещающие тезисы. Трудно пройти мимо утверждения о том, что «потенциал [ручного управления экономикой] исчерпан, [а] эффективность – впрочем, достаточно условная – такой экономической модели очень сильно зависит от конъюнктуры и часто ведет к непродуманным, судорожным шагам, решающим лишь одну задачу - сохранить то, что существует».

Нельзя не согласиться с тем, что «опора на конъюнктуру цен вообще не соответствует нашим долгосрочным целям» и что «более значительная интеграция российской экономики в глобальную – это один из безальтернативных сценариев». Вполне обоснованным выглядит и тезис о том, что «доминирование подконтрольных государству компаний в значительной части отраслей, низкая предпринимательская и инвестиционная активность в этих сферах [может привести] в конечном итоге к потере конкурентоспособности российской экономики в целом, которую не предотвратят и ласкающие слух некоторых экспертов плановые пятилетки». Можно только порадоваться тому, что выбор президента – это «политика, обеспечивающая максимальные возможности для экономической активности миллионов граждан… формирование в ближайшие десять лет экономики высокого качества жизни, экономики, которая делает жизнь комфортной и интересной».

Однако выступление Медведева не дало ответа на два вопроса, которые сегодня остаются ключевыми.

Во-первых, непонятно, как президент расставляет приоритеты, и не смешиваются ли в его повестке дня малосовместимые и разнопорядковые вопросы. Шесть пунктов, которые были отмечены в качестве важных задач (к ним можно, судя по тональности речи, включить еще и вступление России в ВТО) сводятся ускорению приватизации, утверждению реального федерализма, усилению позиций судебной власти, борьбе с коррупцией, а также… превращению Москвы в международный финансовый центр и обеспечению отмены визового режима в отношениях с ЕС. Как бы ни относиться к указанным задачам, нельзя предположить, что последняя столь же актуальна как, например, создание независимого суда. Да и реальная  борьба с коррупцией может придать экономическому развитию куда более сильный толчок, чем превращение Москвы в финансовый центр. Поэтому остается впечатление, что сегодня, как и несколько лет назад, у президента есть понимание желательного направления движения, но программы развития страны так и нет.

Во-вторых, совершенно неясно, почему при контроле над всеми рычагами власти президент не предпринимает очевидных шагов в декларируемых им направлениях. Если речь идет о судебной реформе, где честные и открытые процессы по делам Магнитского и Чиваркина, по делу об аварии на Ленинском проспекте и по десяткам других? Если о федерализме – то не должно ли стать началом его возрождения восстановление реальных выборов губернато-ров и мэров? Даже приватизация выглядит во многом фиктивной, коль скоро в руки частных инвесторов не переходят не то чтобы контрольные, но даже блокирующие пакеты акций крупных государственных корпораций? И что означает «снижение максимальной ставки обязательных страховых взносов со следующего года с 34 до 30%» «после довольно длительного обсуждения»?! Долго ли правительство обсуждало с президентом решение о его повышении? Почему тогда банальное восстановление статус-кво невозможно, а даже символическое – и мало что способное изменить – снижение дается с таким трудом, что об этом нужно объявлять как о большом достижении?

Некоторые эксперты поспешили заявить о выступлении в Петербурге как о предвыборной речи. На мой взгляд, это очень большое преувеличение. Человек, выступающий с предвыборной речью, не начинает ее с заверения в том, что предложенный им обществу проект «должен быть реализован независимо от того, кто и какие должности займет в нашей стране в ближайшие несколько лет». Он начинает ее с утверждения о том, что никто кроме идеолога и инициатора модернизации не способен адекватно довести ее до конца. Тем более, что выступление изобиловало колкостями и критическими замечаниями в адрес неназываемых лиц и сил, злоупотребляющих рычагами государственного вмешательства в экономику.

Выступление Медведева выплеснуло на публику новую порцию ожиданий перемен, новые обещания начать существенные и значимые изменения в жизни страны. Может быть, в тех намеках и указаниях, которые содержатся в речи президента, и воплощена современная российская политическая мудрость. Однако очень сложно изменить впечатление о том, что мы услышали очередную порцию слов, которые так и останутся словами. Независимо от того, кто и какие должности займет в нашей стране в ближайшие несколько лет.