Российские менялы: монополисты или мошенники?

Некоторое время назад финансовые власти России и контролирующие органы озаботились якобы имеющими место нарушениями прав граждан при обмене валюты в пунктах, которые de facto были открыты небанковскими учреждениями по согласованию с банками. Завязалась дискуссия о том, что рынок обмена валюты сократится, повысится маржа, снизится конкуренция. Разумеется, ничего подобного не произошло: практически ни один обменный пункт не закрылся, тарифы не поменялись, права граждан не были серьезно нарушены.

Мимо внимания регулирующих органов прошло много других обстоятельств.

Несмотря на то, что рынок обмена наличной валюты в Российской Федерации более конкурентен и более «справедлив» к клиентам, чем, например, в Европе (в Москве в обменных пунктах в центре города средняя маржа по основным валютам редко превышает 1,2-1,5%, тогда как, например, в Париже не опускается ниже 3-4%, а в некоторых европейских столицах доходит до 5-7%), разброс котировок достаточно значителен, а условия обмена порой оказываются не слишком выгодными. Выделю хотя бы три момента, которые, на мой взгляд, должны были бы привлечь внимание антимонопольной службы и Роспотребнадзора.

Во-первых, курсы обмена валюты в гостиницах, аэропортах, вокзалах и некоторых торговых центрах отличаются от курса в городах на 3-7%. Компании, управляющие данными объектами, справедливо полагают, что клиенты не будут искать более выгодных вариантов и смирятся с потерями. Разве это не злоупотребление уникальным положением на рынке? Почему, например, нельзя установить, что маржа обменников не может превышать плюс-минус 1% от среднего курса покупки и продажи валюты в данном регионе?

Во-вторых, следует обратить внимание на проблему комиссий – и тут уже можно вести речь о нарушении правил конкуренции. Многие обменные пункты, привлекающие граждан объявлениями о дешевой продаже или дорогой скупке валюты, рекламируют курс, по которому их клиент никогда валюту не поменяет. Комиссии доходят до 4-5%, а в случае конверсии одной валюты в другую – до 10%. Расчет тот же: человек, остановившийся у пункта обмена, с высокой вероятностью не будет искать другой, а согласится на некоторые потери и поменяет валюту на месте. Как и в предыдущем случае, такая практика существует и в других странах, но почему бы не стать пионером в искоренении этого очевидного обмана?

В-третьих, трудно пройти мимо сугубо российского изобретения – разных курсов обмена в зависимости от суммы. Такого не найдешь практически нигде. Выставляется выгодное предложение, но с припиской мелкими буквами: от 10000 долларов или евро. Порой такие «льготные» курсы начинаются от 1000 долларов или евро, а обмен более мелких сумм производится на 2-6% дешевле либо дороже. А выше 10000 долларов – это еще и информация в налоговые органы. Понятно, что клиент поменяет 9999 долларов и расстанется, как минимум, с 200-250 долларов за одну операцию.

Разумеется, я не призываю к введению запрета на покупку или продажу валюты строго на полпроцента ниже или выше официального курса. Просто мне кажется, что все описанные приемы обогащения российских менял сродни либо откровенному злоупотреблению своим монопольным положением, либо очевидному мошенничеству с недобросовестной рекламой. Или я не прав?