Статья опубликована в № 2923 от 24.08.2011 под заголовком: Дефицит высшей силы

Евросоюз придумал способ сбалансировать государственные бюджеты

Европейские страны готовы сделать бюджетную дисциплину нормой конституции. Российские власти примеру не последуют – из-за выборов они не готовы ограничить себя в расходах, говорят чиновники
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
РИА Новости

Премьер Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро на экстренном заседании конгресса депутатов предложил установить потолок бюджетного дефицита в конституции. Предложение уже поддержали экс-министр внутренних дел, член правящей Испанской социалистической рабочей партии Альфредо Перес Рубалькаба и глава оппозиционной Народной партии Марьяно Рахой, сообщает AFP.

Правительство Испании пытается защитить четвертую по величине экономику еврозоны от долгового кризиса, который уже захватил Португалию, Ирландию и Грецию. Испания должна снизить дефицит бюджета до 4,8% ВВП в этом году.

Авторы идеи – канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози (см. врез). Они намерены добиться, чтобы все страны еврозоны в конституции закрепили нормы о сбалансированности бюджета. Это необходимое условие для разрешения долгового кризиса в еврозоне, говорили лидеры стран на прошлой неделе.

«Вопрос конституционного закрепления потолка дефицита заслуживает внимания, – сказал «Ведомостям» вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. – От бюджетной дисциплины зависит все: и социальные гарантии, и экономическая стабильность в стране».

Для России фиксация дефицита бюджета на самом высоком уровне даже важнее, чем для европейцев, говорит другой чиновник Минфина: зависимость от добычи минеральных ресурсов сочетается со слабыми институтами, в том числе политическими. «Партии влияют на принятие популистских программ, последствия от которых потом преследуют десятилетия, – приводит он пример. – Копятся невыполнимые федеральные мандаты».

Бюджетный кодекс регулировал нефтегазовый трансферт: все нефтегазовые доходы поступали в резервный фонд, из которого в строго ограниченном объеме изымались для финансирования расходов. Нефтегазовый трансферт за 2008–2010 гг. предполагалось снизить с 6,1 до 4,4% ВВП, а с 2011 г. – зафиксировать на уровне 3,7%. Но из-за кризиса норма была заморожена сначала до 2013 г., а потом до 2015 г. Минфин разрабатывает новые подходы к принципам формирования резервного фонда, говорила замминистра финансов Татьяна Нестеренко. Достигнуть ориентира в 3,7% ВВП раньше 2027 г. не удастся, признавала замминистра финансов Оксана Сергиенко.

Европа хочет контролировать структурный дефицит, который зависит от экономического цикла, объясняет чиновник Минфина: если в стране рост, то дефицит должен быть «ноль или около нуля», если спад – 3%. Для России идеален структурный дефицит в размере 1% ВВП при нефтегазовом трансферте 3,7%, говорит он: если цена на нефть падает, то дефицит может быть увеличен на величину, которая позволяет добиться трансферта в 3,7% ВВП.

Сейчас, когда все заняты предвыборными лозунгами, вернуть бюджетную дисциплину нереально, считает чиновник правительства: «Может быть, после выборов, но при условии, что будет работать профессиональное правительство». В теории все соглашаются, что нужно ужесточать бюджетную политику, но на практике не получается, сокрушается он: «Это требует политических усилий и ограничивает маневры». То же самое, по его мнению, произошло с европейцами, которые знали о необходимости ограничить дефицит, но не придерживались своих же правил. При создании еврозоны страны подписали Пакт о финансовой стабильности и росте, который ограничивал бюджетный дефицит 3% ВВП, уровень госдолга – 60%. Но кризис и масштабный выкуп частных долгов государством привели к нарушению обязательств, отмечает Фрэнк Зипфель из Deutsche Bank, в законодательстве ЕС не предусмотрено санкций за нарушение соглашений. Если страны заинтересованы в сохранении еврозоны, нужны новые процедурные нормы, считает он.

Долговые проблемы достигли такого масштаба, что у еврозоны сейчас есть только два варианта: либо полная интеграция бюджетной политики, либо выход слабых стран из еврозоны, полагает Иван Чакаров из «Ренессанс капитала». Средний уровень госдолга еврозоны в 2010 г. – 92,8% ВВП, в 2011 г. он вырастет до 95,7%, в 2012 г. – до 96,6%, прогнозирует ОЭСР. Германия и Франция пытаются сохранить союз, но добиваются, чтобы он был скреплен новыми политическими обязательствами, отмечает Дженнифер Маккеоун из Capital Economics: «Конституционная норма по бюджетному дефициту – долгосрочная гарантия стабильности финансов всех стран еврозоны». Сейчас в Европе очень тяжелая ситуация, может произойти обвал, поэтому там стали серьезно обсуждать бюджетную дисциплину как конституционную норму, говорит чиновник правительства: «Остается надеяться, что Россия об этом задумается раньше, чем окажется в безвыходном положении».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more