Евросоюз придумал способ сбалансировать государственные бюджеты

Европейские страны готовы сделать бюджетную дисциплину нормой конституции. Российские власти примеру не последуют – из-за выборов они не готовы ограничить себя в расходах, говорят чиновники
РИА Новости

Премьер Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро на экстренном заседании конгресса депутатов предложил установить потолок бюджетного дефицита в конституции. Предложение уже поддержали экс-министр внутренних дел, член правящей Испанской социалистической рабочей партии Альфредо Перес Рубалькаба и глава оппозиционной Народной партии Марьяно Рахой, сообщает AFP.

Правительство Испании пытается защитить четвертую по величине экономику еврозоны от долгового кризиса, который уже захватил Португалию, Ирландию и Грецию. Испания должна снизить дефицит бюджета до 4,8% ВВП в этом году.

Авторы идеи – канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози (см. врез). Они намерены добиться, чтобы все страны еврозоны в конституции закрепили нормы о сбалансированности бюджета. Это необходимое условие для разрешения долгового кризиса в еврозоне, говорили лидеры стран на прошлой неделе.

«Вопрос конституционного закрепления потолка дефицита заслуживает внимания, – сказал «Ведомостям» вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. – От бюджетной дисциплины зависит все: и социальные гарантии, и экономическая стабильность в стране».

Для России фиксация дефицита бюджета на самом высоком уровне даже важнее, чем для европейцев, говорит другой чиновник Минфина: зависимость от добычи минеральных ресурсов сочетается со слабыми институтами, в том числе политическими. «Партии влияют на принятие популистских программ, последствия от которых потом преследуют десятилетия, – приводит он пример. – Копятся невыполнимые федеральные мандаты».

Бюджетный кодекс регулировал нефтегазовый трансферт: все нефтегазовые доходы поступали в резервный фонд, из которого в строго ограниченном объеме изымались для финансирования расходов. Нефтегазовый трансферт за 2008–2010 гг. предполагалось снизить с 6,1 до 4,4% ВВП, а с 2011 г. – зафиксировать на уровне 3,7%. Но из-за кризиса норма была заморожена сначала до 2013 г., а потом до 2015 г. Минфин разрабатывает новые подходы к принципам формирования резервного фонда, говорила замминистра финансов Татьяна Нестеренко. Достигнуть ориентира в 3,7% ВВП раньше 2027 г. не удастся, признавала замминистра финансов Оксана Сергиенко.

Европа хочет контролировать структурный дефицит, который зависит от экономического цикла, объясняет чиновник Минфина: если в стране рост, то дефицит должен быть «ноль или около нуля», если спад – 3%. Для России идеален структурный дефицит в размере 1% ВВП при нефтегазовом трансферте 3,7%, говорит он: если цена на нефть падает, то дефицит может быть увеличен на величину, которая позволяет добиться трансферта в 3,7% ВВП.

Сейчас, когда все заняты предвыборными лозунгами, вернуть бюджетную дисциплину нереально, считает чиновник правительства: «Может быть, после выборов, но при условии, что будет работать профессиональное правительство». В теории все соглашаются, что нужно ужесточать бюджетную политику, но на практике не получается, сокрушается он: «Это требует политических усилий и ограничивает маневры». То же самое, по его мнению, произошло с европейцами, которые знали о необходимости ограничить дефицит, но не придерживались своих же правил. При создании еврозоны страны подписали Пакт о финансовой стабильности и росте, который ограничивал бюджетный дефицит 3% ВВП, уровень госдолга – 60%. Но кризис и масштабный выкуп частных долгов государством привели к нарушению обязательств, отмечает Фрэнк Зипфель из Deutsche Bank, в законодательстве ЕС не предусмотрено санкций за нарушение соглашений. Если страны заинтересованы в сохранении еврозоны, нужны новые процедурные нормы, считает он.

Долговые проблемы достигли такого масштаба, что у еврозоны сейчас есть только два варианта: либо полная интеграция бюджетной политики, либо выход слабых стран из еврозоны, полагает Иван Чакаров из «Ренессанс капитала». Средний уровень госдолга еврозоны в 2010 г. – 92,8% ВВП, в 2011 г. он вырастет до 95,7%, в 2012 г. – до 96,6%, прогнозирует ОЭСР. Германия и Франция пытаются сохранить союз, но добиваются, чтобы он был скреплен новыми политическими обязательствами, отмечает Дженнифер Маккеоун из Capital Economics: «Конституционная норма по бюджетному дефициту – долгосрочная гарантия стабильности финансов всех стран еврозоны». Сейчас в Европе очень тяжелая ситуация, может произойти обвал, поэтому там стали серьезно обсуждать бюджетную дисциплину как конституционную норму, говорит чиновник правительства: «Остается надеяться, что Россия об этом задумается раньше, чем окажется в безвыходном положении».