ОДКБ станет блоком против революций

Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) не будет радикально реформирована, но станет уделять больше внимания угрозам конституционному строю стран-участниц

Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа в пятницу заявил журналистам в Москве, что «ни о каком реформировании ОДКБ речи не может быть». По его словам, «предполагается внести лишь косметические изменения в устав организации для конкретизации стоящих перед нами задач». Уточнению подвергнутся задачи ОДКБ по защите конституционного строя стран – участниц договора, сказал Бордюжа.

Кроме того, прорабатывается вопрос придания ОДКБ посреднических функций для разрешения двусторонних споров стран – участниц организации, сказал Бордюжа. По его мысли, «при появлении резких противоречий между странами – участницами Договора для урегулирования ситуации Советом коллективной безопасности выбирается спецпредставитель, которому поручается ознакомиться с противоречиями и выработать пути их решения». В качестве примера генсек ОДКБ привел ситуацию с минированием границы между Таджикистаном и Узбекистаном, которую мог бы разрешить спецпредставитель ОДКБ, кандидатура которого была бы согласована с этими странами.

О возможной реформе ОДКБ заговорили после того, как 30 августа президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что Белоруссия и Россия согласовали позиции по применению Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ для борьбы против внутренних переворотов. «Речь идет не только о применении КСОР на случай вмешательства других государств извне, но и о вмешательстве других государств изнутри ОДКБ. Это будет значительная поддержка странам, входящим в ОДКБ. Потому что войной, фронтом никто на нас не пойдет, а вот конституционный переворот совершить руки чешутся у многих», – заявил тогда Лукашенко (цитата по «Интерфаксу»).

Источник, близкий к МИД России, сообщил, что Лукашенко сделал это заявление по согласованию с Россией, чтобы прозондировать общественное мнение. По словам чиновника Кремля, до конца года в устав ОДКБ наверняка будут внесены соответствующие поправки, однако это не будет означать, что ОДКБ станет полицейской силой, автоматически поддерживающей режимы в СНГ в случае угрозы смены их строя, – при принятии решений будет учитываться мнение мирового сообщества. Кроме того, в ОДКБ может быть введен принцип принятия решения большинством голосов, а не консенсусом, как сейчас, поскольку Узбекистан постоянно занимает особую позицию, что не способствует дееспособности организации, говорит собеседник «Ведомостей».

Саммит ОДКБ, на который будут вынесены эти предложения, может пройти в Москве в декабре одновременно с саммитом СНГ, уточняет источник, близкий к администрации президента.

Впрочем, в минувшую пятницу Лукашенко скорректировал свою позицию. Он заявил, что вопрос о привлечении КСОР к разрешению внутригосударственных конфликтов сегодня не рассматривается. «Мы должны смотреть на вопросы поддержки государств ОДКБ, если там происходит конституционный переворот с вмешательством извне. Не то что там [в странах ОДКБ] рабочие и крестьяне вышли на площадь», – отметил белорусский президент. «ОДКБ не может быть задействована во внутригосударственных разборках. Ни в коем случае. Не для этого она создана», – подчеркнул лидер Белоруссии.

Лидеры многих стран СНГ, которые сидят на своих постах два срока и более, хотели бы поддержки в случае внутренней дестабилизации, но при этом они не хотят терять своего суверенитета, констатирует доцент МГИМО Иван Сафранчук. Как принять поправку, разрешающую принимать решения большинством голосов, ему неясно – ведь саму поправку надо принимать консенсусом. С Узбекистаном же, по мнению эксперта, надо вести очень осторожную политику в связи со значением этой страны – его фактическое исключение из ОДКБ не пойдет на пользу ни организации, ни Узбекистану.

КСОР нельзя использовать как полицейские силы, их применение для стабилизации внутренней обстановки возможно только в качестве миротворческих контингентов, сил по охране стратегически важных объектов и защите национальных меньшинств, считает член общественного совета при Минобороны Игорь Коротченко.