МАК выяснил причину возгорания Ту-154 в Сургуте


Причиной возгорания самолета Ту-154Б-2 "Когалымавиа" 1 января 2011 г. в Сургуте, в результате которого погибли три человека, стал сбой в работе основных генераторов из-за изношенности оборудования, следует из сообщения Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Точнее, сам пожар вызвала электродуга при нештатном параллельном включении двух генераторов после запуска двигателей, "приведшем к протеканию уравнительных токов, достигающих 10…12–кратной величины номинального тока генератора", а причиной такого включения было "неудовлетворительное техническое состояние контактных групп контакторов ТКС233ДОД включения основных генераторов на сеть, поврежденных в результате длительной безремонтной эксплуатации", говорится в отчете МАК. Самолет был изготовлен в 1983 г. и налетал более 32 000 часов.

Свой вклад в гибель людей внесло упущение в Регламенте технического обслуживания и Перечне обязательных работ при выполнении капремонта самолета Ту-154Б-2 (документы не предусматривают разборку и контроль коммутационной аппаратуры) и особенности схемотехники пассажирского лайнера.

В результате аварии из 134 человек на борту погибли трое, более 40 были госпитализированы с ожогами и отравлением угарным газом. 32 человека, в том числе пять членов экипажа, получили серьезные телесные повреждения. Самолет сгорел почти полностью: остались отъемные части обеих консолей крыла и хвостовая часть фюзеляжа от 67-го шпангоута. В числе спасшихся пассажиров были участники популярной группы "На-На".

В самолете находились члены резервного экипажа, и в отчете МАК приводятся их показания, проясняющие ход аварии. «… Я занял место 30А… При запуске двигателей посторонних звуков не было до момента, когда раздался треск, похожий на замыкание электропроводки, и я увидел искры, вылетающие из-за края правой панели генераторов. Появился огонь (оранжевого цвета). Я крикнул: «Открывайте люки». Я не помню, как оказался у правого заднего аварийного выхода на крыло. Я открыл люк, КВС (нашего экипажа) помог его выбросить наружу и вместе с ним вышли на крыло. Стали помогать выходить пассажирам и направляли их вдоль крыла, где стояла стремянка, и принимали людей авиатехники…», говорится в объяснительной записке бортинженера резервного экипажа.