Казенные траты на люксовые автомобили оценены в 4,5 млрд руб.

Даже кризис не отучил российских чиновников и управленцев госкомпаний тратить казенные деньги на люксовые автомобили. Исследование их привычки легло в основу нового законопроекта Геннадия Гудкова
fotoimedia/ Игорь Табаков

По словам Гудкова, представительства автопроизводителей реагировали на его запросы по-разному. Так, первой прислало все данные представительство Volvo, но эти машины дороже 2 млн государству не поставлялись. Представительство BMW сотрудничало с неохотой, дав информацию через дилеров, а вот Mercedes и Audi вовсе отказались дать информацию, рассказывает депутат. Ему пришлось запрашивать информацию из других источников – у дилеров и в ГАИ. Еще две компании – Porsche и Infinity сообщили, что не поставляли машины государству и госкомпаниям, добавляет он. Это неправда: например, в 2009 г. Следственный комитет при Генпрокуратуре закупил два внедорожника Infiniti QX56 общей стоимостью 5 млн руб., но поставил их неофициальный дилер. Как правило, представительство в курсе заказов по продаже пяти и более автомобилей класса люкс, а про продажу 1–2 автомобилей может и не знать, говорит сотрудник одного из представительств.

Депутат от «Справедливой России» Геннадий Гудков опубликовал на своем сайте результаты депутатских запросов представителям производителей премиальных марок о продаже автомобилей на сумму свыше 2 млн руб. российским чиновникам и госкомпаниям. По этим данным, в 2007–2009 гг. государство и контролируемые им компании поддержали продажи только наиболее дорогих моделей Toyota, Lexus, BMW, Audi и Mercedes более чем на 4,5 млрд руб.

По словам Гудкова, первые запросы он сделал еще два года назад, чтобы посмотреть, умерили ли чиновники и менеджеры госкомпаний свои аппетиты в кризис. Ответили далеко не все, так что пришлось искать информацию на портале госзакупок, в ГАИ, рассказывает депутат. «Результаты шокировали, – признается он. – Жируют не только министры, но и простые клерки».

Производители пяти наиболее популярных премиальных марок за 2007–2009 гг. поставили российским чиновникам и госкомпаниям автомобилей на 4,16 млрд руб. и $14,5 млн, следует из данных, опубликованных Гудковым. Самым популярным автомобилем стал BMW 7-й серии (см. таблицу): в 2007–2009 гг. чиновники закупили 173 такие машины. Это заметная доля от их продаж в России: так, за весь 2008 год в стране продано 783 BMW этой серии, в 2009 г. – 1404. Ранее сотрудник компании объяснял «Ведомостям», что BMW чиновники выбирают еще и потому, что эта машина производится в России (в Калининграде, на заводе «Автотор»). Среди поклонников баварской марки выделяется Ассоциация зимних олимпийских видов спорта, закупившая в 2008 г. сразу 60 автомобилей BMW X5 на 156,5 млн руб. Ассоциацию возглавляет управляющий делами президента Владимир Кожин, его пресс-секретарь Виктор Хреков не смог пояснить цель этой закупки. Известно, что призерам Олимпийских игр 2008 г. в Пекине было роздано 137 внедорожников BMW – X5 и X3, но это была летняя Олимпиада. Идущие на 2-м месте по популярности среди чиновников марки Audi A8 и Toyota Land Cruiser 200 отстали не столь серьезно – за те же годы было куплено 160 и 146 машин соответственно.

На статусных автомобилях ездит не только руководство министерств или топ-менеджеры госкомпаний. Судя по материалам депутата, кто-то из филиала Адыгейского госуниверситета в Белореченске передвигается на служебном Audi А8 за 3,5 млн руб. А в Свердловской областной клинической больнице кому-то понадобился Toyota Land Cruiser 200 за 2,48 млн руб., на таком же автомобиле за похожую цену ездит глава Чунского района. Управлению Россельхознадзора по Самарской области для качественного надзора понадобился Lexus RX 460 за 2,15 млн руб.

Представитель при президенте России самого дотационного региона – Чечни ездит на флагманском Lexus LS600 за 4,75 млн руб., но экономит бензин – версия гибридная. Такой же автомобиль у администрации подмосковных Мытищ. В 2009 г. прокуроры потребовали отменить закупку автомобиля Lexus LS 600h в люксовой комплектации госучреждением «Авиалесоохрана», подведомственным Рослесхозу. Эта машина предназначалась для создания «передвижного мобильного лесопожарного командного пункта», и прокуроры решили, что нарушается «один из основополагающих принципов Бюджетного кодекса – принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств». Об аналогичных претензиях к представителям Чечни и Мытищ не известно.

Информация о покупке госорганизациями сверхдорогих автомобилей – самая популярная жалоба в проект «Роспил», говорит его основатель Алексей Навальный, ведь по действующему законодательству оспорить такие закупки невозможно.

Недавно Гудков внес на рассмотрение Госдумы поправки в закон о госзакупках, осложняющие покупку автомобилей стоимостью свыше 2 млн руб. любыми государственными учреждениями, госкорпорациями, компаниями с долей государства от 20% и их дочерними структурами. Санкцию на такое приобретение по замыслу депутата должно давать правительство, сейчас никаких ограничений нет. Поддержать его инициативу уже пообещали фракции КПРФ и ЛДПР.

Для самих автоконцернов поставки люксовых автомобилей для чиновников не критичны с точки зрения продаж в России. Так, продажа 85 Toyota Land Cruiser 200 за 190 млн руб. в 2008 г. составила лишь 0,04% проданных представительством автомобилей.

Если сравнить данные депутата с общими показателями реализации в России названных марок за 2007–2009 гг., предоставленными «АСМ-холдингом», выходит, что госконтракты обеспечили от 0,3% (Toyota) до 1,4% (Mercedes) выручки.