Вступивший в силу закон об электронном взаимодействии ведомств избавит от сбора справок для получения госуслуг


Закон об электронном взаимодействии, запрещающий ведомствам требовать от граждан и юридических лиц справки с данными, которые есть в информационных банках других ведомств, вступает в силу для федеральных органов власти в субботу.

Создание единой системы межведомственного электронного взаимодействия определяется постановлением правительства России № 697 от 8 сентября 2010 г. Основная цель создания данной системы - упрощение взаимодействия граждан и организаций с государственными ведомствами.

По данным аппарата правительства, в настоящее время в госорганы от граждан и юридических лиц ежегодно поступает до 81 млн обращений за государственными или муниципальными услугами. При этом заявители вынуждены самостоятельно собирать в общей сложности порядка 560 млн справок. После введения системы межведомственного взаимодействия должно сократиться не только количество выдаваемых справок, но и срок предоставления госуслуг: на выполнение запросов отводится срок в пять дней.

В субботу завершится первый этап реформы, затрагивающий только федеральные ведомства. Все региональные структуры, а также муниципалитеты обязаны перейти на электронное взаимодействие с 1 июля 2012 г.

Государственным заказчиком и оператором системы выступает Минкомсвязи, а технические работы по проекту ведет оператор "Ростелеком". В конце сентября глава Минкомсвязи Игорь Щеголев заявил, что к созданной системе межведомственного взаимодействия подключены все органы федеральной власти, а сама система уже работает в тестовом режиме, предоставляя населению "множество услуг".

В течение года при использовании созданной системы, по словам министра, переоформлено 100 000 общегражданских паспортов, выдано 600 000 загранпаспортов, уплачено 800 000 штрафов ГИБДД. Сейчас система способна обрабатывать до двух миллионов обращений в сутки, но при необходимости производительность можно многократно нарастить, заявил Щеголев.

Руководитель аппарата правительства России Вячеслав Володин в четверг заявил, что всего в межведомственном взаимодействии участвует 61 орган власти, однако нагрузка на них неравномерна. Основными участниками такого взаимодействия являются пять ведомств: Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство, Росреестр, Федеральная миграционная служба и Пенсионный фонд России. Из 337 услуг, требующих обмена информации между ведомствами, 304 услуги требуют той или иной информации от пяти указанных ведомств.

Сейчас на рассмотрении Госдумы находится законопроект об ответственности чиновников за непредоставление или некачественное предоставление услуг в рамках межведомственного взаимодействия. Как пояснил в четверг заместитель министра экономического развития РФ Олег Фомичев, для самих чиновников будет установлен штраф в размере от 3000 до 5000 руб., а для их руководителей, которые принимают необоснованное решение об отказе в удовлетворении жалобы, от 30 000 до 50 000 руб.

Одновременно с запуском системы межведомственного взаимодействия в правительстве начинается постоянный мониторинг ситуации по ее внедрению в регионах, выявление отстающих российских регионов и лидеров. Результаты мониторинга планируется публиковать.