Политика
Бесплатный
Алексей Никольский| Наталья Костенко|Дмитрий Казьмин
Статья опубликована в № 2951 от 03.10.2011 под заголовком: Привет, «межвед»

Как будет работать система, при которой гражданам не надо будет собирать справки

Федеральные ведомства при выдаче гражданам и предприятиям справок и лицензий с октября не должны посылать их за дополнительными справками: они должны сами искать друг у друга недостающую информацию. Большинство ведомств к новому порядку оказалось не вполне готово
ИТАР-ТАСС
Цена согласия. 130

миллионов рублей было потрачено из федерального бюджета на создание СМЭВ, рассказал член комиссии по внедрению информтехнологий

Как работает система

До 1 октября, обращаясь за лицензией в Рособрнадзор, школа должна была собрать справки еще у пяти ведомств (ФНС, МЧС, Федеральное казначейство, ФМБА и Росреестр), теперь их собирает сам Рособрнадзор. Гражданину при продаже участка теперь достаточно обратиться только в Росимущество, не ходя за справкой в Росреестр. При регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в ФНС не нужно нести справку из МВД об отсутствии судимости.

C 1 октября вступил в силу пункт закона «Об организации закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг», разрешающий гражданам при получении госуслуг – справок и лицензий – не собирать необходимые для этого дополнительные бумаги в службах федеральных ведомств. Теперь сами ведомства должны получать их друг у друга с помощью системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Новую систему взаимодействия чиновники окрестили «межведом». На получение таких справок устанавливается жесткий срок – пять дней. В отношении региональных органов власти этот порядок заработает с 1 июля 2012 г.

Как заявил 29 сентября на посвященной новому порядку предоставления госуслуг пресс-конференции вице-премьер Вячеслав Володин, всего в этой системе участвует 61 федеральный орган власти, но наибольшая нагрузка падает на пять ведомств – ФНС, казначейство, Росреестр, ФМС и Пенсионный фонд. Они оказывают 304 из 337 услуг, относящихся к федеральному уровню компетенции (полный перечень этих услуг см. в приложении к статье на www.vedomosti.ru).

По данным мониторинга готовности системы (смотри http://interfax.ru/spravkinet/webserv.asp), не все веб-сервисы этих ведомств признаны полностью пригодными к эксплуатации по «межведу». Не справились в срок с задачей даже входящие в пятерку ключевых ведомств ФНС и Пенсионный фонд: они готовы к взаимодействию лишь на 40–50%. У 10 из 61 госучреждения даже не разработаны веб-сервисы. А полностью готовы к эксплуатации сервисы шести учреждений.

Например, у Роспотребнадзора сервисы разработаны, но к эксплуатации не готовы, поэтому зарегистрировать товар для нового производства на территории Таможенного союза с 1 октября по новому порядку не получится. Не готов к работе и сервис МИДа, а значит, выдача загранпаспортов гражданам, находящимся за рубежом, по новому порядку невозможна.

Член правительственной комиссии по внедрению информтехнологий в деятельность госорганов, сенатор Руслан Гаттаров говорит, что, как правило, ведомства опоздали потому, что реально заниматься этой темой начали не с августа 2010 г., как должны были, а с 1 июля 2011 г., когда Володин собрал их на комиссии и пригрозил жесткими санкциями. Ведомства лоббировали перенесение сроков внедрения системы на год, в итоге получили лишь три дополнительных месяца, но надо учитывать, что даже проведение тендеров ―требует определенных сроков, говорит Гаттаров. Во вторник комиссия соберется в расширенном составе еще раз, где не исключены оргвыводы для кураторов этого направления в проваливших работу ведомствах. От обязанности передавать информацию в установленный срок ни один госорган не освобожден. Как будут выкручиваться те, кто не успел подключиться к СМЭВ, посылать ли справки по электронной почте или носить их в мешках, – это их проблемы.

Представитель ФНС обещает, что с 1 октября начнет обмен всей запланированной информацией. То же обещает и представитель Пенсионного фонда. По его словам, фонд будет получать от других ведомств информацию для постановки на учет нотариусов и адвокатов, а также для использования материнского капитала на покупку жилья (Росреестр) или образование (Рособрнадзор). Сам фонд будет подтверждать ФНС факт сдачи отчетности по страховым взносам, давать информацию о зарплате Фонду социального страхования для начисления больничных и предоставлять сведения органам социальной защиты.

МВД с 1 октября планирует начать оказание услуг по 11 позициям – это касается справок о регистрации автомобилей, лицензировании в области частной охранной деятельности и т. п. По словам начальника департамента информтехнологий МВД Михаила Тюркина, ведомство ждет отзывов от граждан по работе системы, чтобы исправить возможные недостатки.

Неофициально сотрудники ведомств, с которыми поговорили «Ведомости», не так оптимистичны. Понять, где будут провалы, можно только после массового обращения граждан по новой процедуре, говорит чиновник. На федеральном уровне все отработано, брешь может быть прежде всего на региональном уровне, считает он: в первую очередь из-за отсутствия нормальных каналов передачи данных, неумения работников использовать современные средства. Не исключено, что придется на первом этапе вручную, почтой или факсом пересылать часть документов, согласен другой чиновник. «Но если не вступить в реку, нельзя ее и переплыть», – констатирует он.

Этот этап модернизации госуслуг в основном принесет облегчение бизнесу, говорит замруководителя Росреестра Наталья Антипина. Бизнес перестанет носить бумаги-выписки из реестра юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Изменения коснутся всей системы лицензирования, объясняет она: раньше предприниматель должен был в любое ведомство, которое выдает лицензии, нести выписки, чтобы подтвердить, что здание и помещение находится у него на законном основании, теперь ведомства будут напрямую запрашивать Росреестр.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать