Статья опубликована в № 2956 от 10.10.2011 под заголовком: Усть-Луга поплыла

Порту в Усть-Луге не хватает 675 млрд руб.

Проект дальнейшего развития порта Усть-Луга подвис. Чтобы его закончить, нужно потратить 675 млрд руб., подсчитал Минрегион
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Е.Кузьмина

Минрегион формирует межведомственную рабочую группу для развития морского торгового порта Усть-Луга и прилегающих территорий, говорится в письме замминистра регионального развития Владимира Токарева (копия есть у «Ведомостей»). Порт уже практически построен (см. врез), теперь нужно развивать припортовую территорию, объясняет представитель министерства: на месте поселка Усть-Луга должен вырасти новый город на 34 500 жителей с перспективой расширения до 58 000. Сейчас там живет менее 3000 человек.

Развитием порта с 1999 г. занимается компания «Усть-Луга»: обеспечивает терминалы инфраструктурой и получает согласования для их строительства. Гендиректор компании Максим Широков называет проект образцовым примером частно-государственного партнерства. По данным компании «Усть-Луга», к 2011 г. в него вложено более 89 млрд руб., 16 млрд из них дал федеральный бюджет, 1,9 млрд – инвестфонд. Еще 11,4 млрд руб. государственных и 48,2 млрд частных инвестиций запланировано на этот год.

Еще до кризиса у руководства компании «Усть-Луга» возникла идея построить вокруг порта город. В середине 2008 г. председатель совета директоров компании Валерий Израйлит рассказывал, что она выступит девелопером проектов, будет готовить документацию, территорию под строительство, займется получением необходимых согласований.

В промзоне рядом с городом разместятся предприятия, которые будут перерабатывать грузы, поступающие в порт. К 2030 г. в Усть-Луге должно быть создано 17 000 рабочих мест. Основой индустриальной базы будет нефтепереработка и нефтехимия. В Усть-Луге уже существует нефтебаза, будет доступ к нефтепроводу БТС-2 и трубопроводу для нефтепродуктов. Развиваться должны также транспортно-логистический комплекс и сельское хозяйство.

Координировать этот проект будет Минрегион. По предварительным расчетам ведомства, с 2011 до 2030 г. на город нужно потратить 675 млрд руб., кто и в какой пропорции должен их дать, Минрегион не уточняет. До кризиса Израйлит говорил, что проект будет финансироваться из собственных средств компании, а бюджет лишь компенсирует часть ставки по ипотечным кредитам для покупателей жилья в новом городе.

О дополнительном финансировании речь пока не шла, отмечает сотрудник Минфина: «В бюджете на ближайшую трехлетку нет ни копейки». РЖД просила у правительства 25 млрд руб. на 2012–2013 гг. для реконструкции железных дорог в районе Усть-Луги, рассказывает чиновник Минфина, но монополии отказали.

Инвестиционный бюджет ограничен, соглашается представитель Минрегиона. Но у ведомства есть рецепт решения подобных проблем – оно разрабатывает концепцию реализации комплексных проектов развития территории: объекты, принадлежащие государству, строятся за счет инвесторов, которым потом возвращаются их налоговые платежи. По расчетам компании «Усть-Луга», за 2011–2030 гг. налоговые поступления в бюджет должны составить 738 млрд руб., 104 млрд из них – в федеральный. Израйлит рассказал о проблемах премьеру Владимиру Путину в начале сентября. Он говорил о необходимости госсубсидий и нового закона о частно-государственном партнерстве, отмечает представитель компании.

Комплексное развитие территорий – секрет успеха проекта, чем больше социально-экономический эффект, тем проще привлечь бюджетные средства, замечает старший юрист Vegas Lex Евгения Зусман. Проект задумывался на принципах устойчивого развития, в этом его уникальность, поэтому он будет реализован либо в комплексе, либо никак, считает директор Института инноваций, инвестиций и инфраструктуры Марина Удачина, к тому же порту объективно необходимы трудовые ресурсы.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more