Порту в Усть-Луге не хватает 675 млрд руб.

Проект дальнейшего развития порта Усть-Луга подвис. Чтобы его закончить, нужно потратить 675 млрд руб., подсчитал Минрегион
Е.Кузьмина

Минрегион формирует межведомственную рабочую группу для развития морского торгового порта Усть-Луга и прилегающих территорий, говорится в письме замминистра регионального развития Владимира Токарева (копия есть у «Ведомостей»). Порт уже практически построен (см. врез), теперь нужно развивать припортовую территорию, объясняет представитель министерства: на месте поселка Усть-Луга должен вырасти новый город на 34 500 жителей с перспективой расширения до 58 000. Сейчас там живет менее 3000 человек.

Развитием порта с 1999 г. занимается компания «Усть-Луга»: обеспечивает терминалы инфраструктурой и получает согласования для их строительства. Гендиректор компании Максим Широков называет проект образцовым примером частно-государственного партнерства. По данным компании «Усть-Луга», к 2011 г. в него вложено более 89 млрд руб., 16 млрд из них дал федеральный бюджет, 1,9 млрд – инвестфонд. Еще 11,4 млрд руб. государственных и 48,2 млрд частных инвестиций запланировано на этот год.

Еще до кризиса у руководства компании «Усть-Луга» возникла идея построить вокруг порта город. В середине 2008 г. председатель совета директоров компании Валерий Израйлит рассказывал, что она выступит девелопером проектов, будет готовить документацию, территорию под строительство, займется получением необходимых согласований.

В промзоне рядом с городом разместятся предприятия, которые будут перерабатывать грузы, поступающие в порт. К 2030 г. в Усть-Луге должно быть создано 17 000 рабочих мест. Основой индустриальной базы будет нефтепереработка и нефтехимия. В Усть-Луге уже существует нефтебаза, будет доступ к нефтепроводу БТС-2 и трубопроводу для нефтепродуктов. Развиваться должны также транспортно-логистический комплекс и сельское хозяйство.

Координировать этот проект будет Минрегион. По предварительным расчетам ведомства, с 2011 до 2030 г. на город нужно потратить 675 млрд руб., кто и в какой пропорции должен их дать, Минрегион не уточняет. До кризиса Израйлит говорил, что проект будет финансироваться из собственных средств компании, а бюджет лишь компенсирует часть ставки по ипотечным кредитам для покупателей жилья в новом городе.

О дополнительном финансировании речь пока не шла, отмечает сотрудник Минфина: «В бюджете на ближайшую трехлетку нет ни копейки». РЖД просила у правительства 25 млрд руб. на 2012–2013 гг. для реконструкции железных дорог в районе Усть-Луги, рассказывает чиновник Минфина, но монополии отказали.

Инвестиционный бюджет ограничен, соглашается представитель Минрегиона. Но у ведомства есть рецепт решения подобных проблем – оно разрабатывает концепцию реализации комплексных проектов развития территории: объекты, принадлежащие государству, строятся за счет инвесторов, которым потом возвращаются их налоговые платежи. По расчетам компании «Усть-Луга», за 2011–2030 гг. налоговые поступления в бюджет должны составить 738 млрд руб., 104 млрд из них – в федеральный. Израйлит рассказал о проблемах премьеру Владимиру Путину в начале сентября. Он говорил о необходимости госсубсидий и нового закона о частно-государственном партнерстве, отмечает представитель компании.

Комплексное развитие территорий – секрет успеха проекта, чем больше социально-экономический эффект, тем проще привлечь бюджетные средства, замечает старший юрист Vegas Lex Евгения Зусман. Проект задумывался на принципах устойчивого развития, в этом его уникальность, поэтому он будет реализован либо в комплексе, либо никак, считает директор Института инноваций, инвестиций и инфраструктуры Марина Удачина, к тому же порту объективно необходимы трудовые ресурсы.