Склонных к роскоши госзаказчиков внесут в черный список

Создать реестр недобросовестных госзаказчиков предлагает Минэкономразвития. Он может помочь в борьбе с неоправданными закупками премиум-товаров, считают в министерстве, однако ФАС и эксперты в это не верят

Минэкономразвития опубликовало и отправило новую версию законопроекта о федеральной контрактной системе (ФКС). Основные положения документа остались прежними (см. врез), рассказывает директор департамента Минэкономразвития Ольга Анчишкина, а главное нововведение – реестр недобросовестных заказчиков по аналогии с уже действующим реестром недобросовестных поставщиков. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) включает туда компании, сорвавшие исполнение уже заключенных контрактов, и это равнозначно запрету на участие в гостендерах.

Идея с реестром заказчиков возникла в ходе общественной экспертизы и выглядела разумной, отмечает чиновник Минэкономразвития. По замыслу министерства недобросовестным будет считаться заказчик, у которого в текущем году обнаружены нарушения в 5–10% закупок – такой порог устанавливается по стоимости и по общему числу торгов. Причем учитываться будут не только уже совершенные нарушения, но и планируемые – ведь в ФКС будет отслеживаться план закупок на весь год. К стандартным нарушениям законопроект добавляет два новых – необоснованный заказ и низкая эффективность закупок (когда купленный товар или услуга не используются. – «Ведомости»). Создание реестра должно помочь в борьбе с необоснованными закупками товаров премиум-класса за счет государства, уверен сотрудник министерства. Согласно законопроекту о ФКС определить потребительские свойства закупаемых чиновниками товаров или услуг должно правительство. «Если заказчик включил в закупочный план товар или услугу с завышенными свойствами, то это нарушение – основание для его включения в реестр», – отмечает чиновник. Пока же, как свидетельствует сайт госзакупок, госслужащие предпочитают покупать за казенный счет дорогие автомобили и эксклюзивную мебель. А ФСБ прославилась закупкой комфортабельного катера, оборудованного для отдыха на воде, и очень дорогих телевизоров.

Заказчику, оказавшемуся в черном списке, придется согласовывать свои ежегодные планы закупок с уполномоченным правительством органом, следует из законопроекта. Без его согласия провинившиеся не смогут менять условия уже заключенных контрактов или разрывать их в одностороннем порядке (закон о ФКС дает закупщику такое право. – «Ведомости»). Сам этот уполномоченный орган еще не определен. Сейчас за госзакупками следит антимонопольная служба, возможно, у нее и останутся эти функции, говорит чиновник аппарата правительства. Другой вариант – поручить это Росфиннадзору, в его пользу вчера высказался руководитель Счетной палаты Сергей Степашин.

По мнению сотрудника аппарата правительства, к недобросовестным заказчикам нужно применять еще более суровые меры: например, обязать включенных в реестр заказчиков проводить электронные аукционы или урезать им финансирование на сумму обнаруженных нарушений. У первого вице-премьера Игоря Шувалова идея Минэкономразвития пока не обсуждалась, говорит его представитель. ФАС законопроект не поддержит, говорит сотрудник ведомства. Предлагаемый реестр не защитит интересы поставщиков, считает руководитель партнерства профессионалов госзаказа Екатерина Лезина: «Заказчики придумают, как обходить его, так же как есть пути обхода реестра недобросовестных поставщиков».

Проштрафившихся заказчиков нужно обязать согласовывать не только планы закупок, но и всю тендерную документацию – только в этом случае возможно отследить какие-то нарушения, а иначе контроль будет формальный, считает гендиректор Центра размещения государственного заказа Александр Строганов. А вот побороть тягу чиновников к товарам премиум-класса реестр не поможет, уверен он: «Лесничества или академии и сейчас не должны покупать дорогие машины, но получают согласие на подобные закупки головных организаций». «Решения Минэкономразвития могут что-то подшлифовать, но не могут посягнуть на основы коррупционной составляющей, для разрушения которой нужны четкие механизмы контроля общества за властью», – говорит депутат Госдумы Геннадий Гудков, опубликовавший документы о закупках в 2007–2009 гг. ведомствами и госкомпаниями машин премиальных марок более чем на 4,5 млрд руб.