Чиновники согласились с предложением Kinross либерализовать законодательство о недрах

Канадская Kinross предлагает либерализовать российское законодательство о недрах, чтобы привлечь больше иностранных компаний к поиску новых месторождений в стране. Российские чиновники согласны: требования пора смягчать
PhotoXpress

Либерализация законодательства нужна, соглашается заместитель директора департамента госполитики и регулирования в области геологоразведки и недропользования Минприроды Дарья Василевская. Поправки в законодательство, разрешающие, в частности, в исключительных случаях конвертировать лицензию из разведочной в добычную, уже подготовлены, говорит она. Предложения Kinross разумны, уверен исполнительный директор Polyus Gold Евгений Иванов, их внедрение позволит привлечь иностранные инвестиции в российскую разведку, которые при существующем законодательстве слишком рискованны. Все предложения нужно вначале изучить, подчеркивает представитель комитета по природным ресурсам Госдумы. Представитель премьера на звонки не отвечал.

Kinross Gold Corporation

горно-металлургическая компания. Почти все акции в свободном обращении, крупнейшие институциональные инвесторы – Blackrock Group Limited (6,94%) и Carmignac Gestion (4,66%). Капитализация – $16,7 млрд. Финансовые показатели (1-е полугодие 2011 г.): выручка – $1,93 млрд, чистая прибыль – $552,3 млн.

В последние несколько лет Россия ужесточила законодательство о недрах, ограничив доступ иностранных компаний к стратегическим месторождениям. И это стало одним из главных ограничений роста инвестиций в геологоразведку в стране, заявил вчера гендиректор одной из крупнейших золотодобывающих компаний мира – Kinross Тай Берт. К примеру, за последние пять лет в разведку горнорудных месторождений в России вкладывалось в среднем по $471 млн в год. Это шестое место в мире после Перу; а лидер по этому показателю – Канада тратила в среднем $1,8 млрд, посчитала Kinross. Уровень расходов на разведку в России можно увеличить до $1,6 млрд, уверен Берт, но для этого нужно поменять законы.

Рецепт – меры по привлечению иностранных инвестиций в горнодобывающую промышленность России – Берт передал в понедельник премьеру Владимиру Путину. Копия предложений компании есть у «Ведомостей». По мнению Берта, иностранным инвесторам в случае открытия месторождений нужно позволить свободно переоформлять лицензии из разведочных в добычные, а государству – «отказаться от своего права без веских на то оснований прекращать действие лицензии при обнаружении экономически эффективных залежей». Если же контроль со стороны иностранного участника представляет угрозу национальной безопасности, то инвестору можно предоставить год на снижение доли до нужного уровня. «Стоило бы рассмотреть вопрос о том, чтобы государство выкупало такую долю по рыночной цене, если <...> продажа доли третьей стороне не может быть завершена в течение года», – говорится в предложениях. Сейчас компания может лишиться месторождения, даже если открыла его: государство вправе отказать в конвертации лицензии в добычную, если запасы нового месторождения превышают стратегический порог (для золота – 50 т, или 1,6 млн унций). Предложения разрабатывались только для горнодобывающих проектов, уточнил представитель Kinross, особенности нефтяной и газовой отрасли не учитывались.

Kinross – единственный крупный иностранный игрок в российской горнодобывающей отрасли. Компания разрабатывает одно из крупнейших месторождений золота в России – «Купол» на Чукотке, это позволило Kinross стать вторым золотодобытчиком в стране. Другие иностранные компании таким опытом похвалиться не могут. Например, у De Beers так и не получилось согласовать с правительственной комиссией условия своего участия в разработке одного из крупнейших месторождений алмазов – трубки им. Гриба. К российскому углю второй год пытается подобраться индийская NMDC: она вела переговоры о покупке доли в «Колмаре» Михаила Прохорова, а затем – доли в «Эрчим-Тхан».