Медведев и БРИКС хотят расшевелить Европу

По пути на заседание "большой двадцатки" президент зашел на одну из сессий бизнес-саммита B20 и жестко раскритиковал Евросоюз за медлительность в борьбе с кризисом
ИТАР-ТАСС

По пути на заседание саммита G20, посвященное мерам предотвращения второй волны мирового экономического кризиса, президент Дмитрий Медведев зашел на одну из сессий бизнес-саммита B20 и жестко раскритиковал Евросоюз за медлительность в борьбе с кризисом. Основная нагрузка по сохранению стабильности в мировой экономике ляжет на крупный бизнес, уверен он.

Саммит B20 традиционно предваряет основную повестку G20, но лишь в этот раз, находясь на пороге второй волны мирового кризиса, лидеры стран - участниц саммита, как и в 2008 г. в Вашингтоне, решили зафиксировать перед бизнес-сообществом свою позицию по вопросу борьбы с ним.

До беседы с бизнесменами Медведев успел обсудить критическую ситуацию в экономике Евросоюза с коллегами по формату БРИКС (Бразилия, Индия, Китай и ЮАР), а также провести двусторонние консультации с самыми влиятельными на сегодняшний момент его членами – председателем КНР Ху Цзиньтао и президентом Бразилии Дилмой Руссефф.

Российский президент не стал раскрывать участникам бизнес-саммита, до чего удалось договориться лидерам пяти самых интенсивно развивающихся экономик, но, судя по выступлению, позиция будет довольно жесткой.

Накануне саммита в Каннах Россия и Китай заявили, что готовы оказать Евросоюзу помощь. Но на встрече с бизнесменами он первым делом заявил, что никакая внешняя помощь страна Евросоюза не будут являться определяющей. Европа, по его мнению, прежде всего должна помочь себе сама: «Ее государства должны вести себя ответственно, а не топить свои экономики». Россия - часть Европы и поэтому имеет право на свою позицию по этому поводу, несмотря на то что методы борьбы с кризисом - во многом дело суверенное, сказал Медведев.

Он дал несколько советов европейским коллегам. Во-первых, Евросоюз должен определиться с источниками финансирования обязательств по поддержке стран сообщества, оказавшихся в критической ситуации.

Разделение рисков кажется вполне разумными, а заявленные суммы — достаточными для того, чтобы успокоить рынки, но непонятно, какова роль Международного валютного фонда и Европейского центрального банка, а также что нужно от стран, готовых поддержать европейских партнеров.

Россия, скорее всего, будет участвовать в программах финансовой поддержки стран Евросоюза через МВФ, так как задача России – помочь Европе, а не ослабить свое государство. Действия же Европы должны быть более решительными и отсрочки типа греческого референдума не будут способствовать решению проблем. Так как фундаментальной причиной недоверия рынков к планам оздоровления государственных финансов в странах еврозоны, по мнению Медведева, является неопределенность с тем, как сократить долговую нагрузку, превышающую в большинстве стран 80% ВВП, если экономика растет темпом 1-2% в год.

В процессе борьбы с кризисом нужно избегать любых мер, ухудшающих положение банков, считает российский президент: «Все понимают, что даже временная приостановка межбанковского кредитования может повлечь за собой паралич финансовой системы, подобный тому, что наблюдался в 2008 г.». Бремя спасения еврозоны и обеспечения устойчивости финансовых институтов в этот раз должен взять на себя крупный бизнес, считает он. Но Евросоюз должен сделать все, чтобы административные барьеры для него снижались, а инициативы – поощрялись. Должен повышаться уровень либерализация торговли и вступление России в Всемирную торговую организацию в конце этого года было бы хорошим ходом в этой ситуации, уверен Медведев.

Главными, по его словам, на нынешнем этапе становятся действия национальных правительств. Страны, оказавшиеся в критической ситуации, должны начать “фискальную консолидацию”, а те, у кого внутренний спрос достаточно высок, – помочь им. Все ждут новостей из Греции, хороших, но не экзотических и не популистских. “Надеюсь, что ждать придется не слишком долго», — заметил он.

Позиция России сводится к тому, что второй волны кризиса можно было избежать, если бы все договоренности, достигнутые на предыдущих саммитах G20 по преодолению мирового кризиса, в том числе при консолидированных усилиях стран БРИКС, вовремя исполнялись, прокомментировал выступление президента член в российской делегации.