Москва не верит в справедливость вердикта по делу Бута

Официальный представитель МИДа России Александр Лукашевич припомнил все претензии Москвы к делу Бута и заявил, что Москва будет добиваться возвращения предпринимателя на родину
AP

У МИДа России справедливость обвинительного вердикта по делу Виктора Бута вызывает сомнения. Об этом заявил официальный представитель ведомства Александр Лукашевич, его слова приводятся на сайте МИДа. Он напомнил, что в Москве считают экстрадицию российского предпринимателя из Таиланда в США незаконной. По словам Лукашевича, к Буту применялись противоправные методы физического и психологического воздействия, которые, между прочим, противоречат международно-правовым нормам и международным обязательствам США. В Москве возмущены тем, что вокруг дела Бута "целенаправленно нагнетался негативный фон" и происходило это "с прямой подачи структур исполнительной власти США".

Лукашевич заверил, что главная цель МИДа - добиться выдачи Бута в Россию. МИД и в дальнейшем будет делать все для защиты его прав и интересов.

Зампред думского комитета по международным делам Андрей Климов, который "не присутствовал на суде", увидел в организации процесса по делу Бута признаки "политического заказа" со стороны американских властей. По его мнению, смысл этого заказа - "доказать всему миру, и в частности России, что даже шепотом на кухне с собственной женой нельзя произносить то, что американскими властями может быть расценено как угроза национальной безопасности". Об этом депутат сказал "РИА Новости". Он объяснил, что по сути предпринимателя судили только за один разговор, который "подслушали и записали провокаторы из ЦРУ".

Политическими методами и методами парламентской дипломатии Россия должна добиваться, чтобы подобных поползновений в отношении ее граждан не было, полагает Климов. Он напомнил, что вместе с другими депутатами разработал законопроект, который позволит думцам обращаться в правительство с предложением о высылке из России иностранных должностных лиц, которые нарушили права россиян как в нашей стране, так и за рубежом.

Жена Бута Алла обращалась к министру иностранных дел Сергею Лаврову в 2008 г., вскоре после ареста мужа в Таиланде. В августе 2010 г. министр объявил, что Москва будет добиваться выдачи Бута, в октябре он обсуждал дело Бута с госсекретарем США Хиллари Клинтон, однако передачи задержанного России не добился.

2 ноября присяжные в Федеральном суде Нью-Йорка признали российского предпринимателя виновным по всем четырем пунктам обвинения. Обсуждение шло полтора дня, и 12 присяжных пришли к единодушному решению. По их мнению, он виновен в сговоре с целью убийства американцев и официальных представителей США, попытке приобретения и продажи ракет и поддержке терроризма через сотрудничество с колумбийской группировкой "Революционные вооруженные силы Колумбии". Приговор ему будет оглашен 8 февраля.

Адвокат Бута Кеннет Каплан заявил журналистам после заседания, что дело было трудным: "Мы сражались, как могли, но борьба не закончена, у него остались еще некоторые законные возможности (оспорить приговор. - Ред.)". Жена Бута Алла заявила, что он был готов к обвинительному вердикту, но надеялся хотя бы на частичное оправдание. По ее словам, ее муж не понимает, почему его судили за то, что в России преступлением не является, то есть за сговор, а не за действия. Сейчас Бут рассчитывает на официальное вмешательство Москвы, добавила она. Он надеется, что Россия попросит выдать осужденного для отбывания наказания на родине.

Обвинения против Бута строились на показаниях сотрудников департамента по борьбе с наркотиками, которые провели против российского бизнесмена целую операцию, заманив его в ловушку. Они представлялись ему как повстанцы колумбийской группировки FARC, у которой свои особые счеты с США, и вели с ним переговоры о продаже им оружия. Сотрудники департамента в суде выступили как свидетели обвинения. Также на стороне обвинения выступил подельник Бута Эндрю Смульян, который признал себя виновным и рассчитывает на смягчение наказания за сотрудничество со следствием. Кроме того, в качестве доказательств вины россиянина суду были представлены аудиозаписи его переговоров с "повстанцами" и файлы из его компьютера, а также история посещений сайтов, посвященных FARC.

Сам Бут свою вину не признает ни по одному пункту. От дачи показаний в суде он отказался. Его защита настаивала, что он действительно контактировал с предполагаемыми повстанцами, но только для того, чтобы продать им самолеты. Переговоры об оружии Бут якобы вел, чтобы подогреть интерес к себе со стороны возможных клиентов.

Как сказал Financial Times эксперт в области безопасности Даглас Фэрах, который был одним из соавторов книги про Бута, в суде Нью-Йорка почти ничего не говорилось обо всей "карьере" предпринимателя, поскольку обвинение сконцентрировалось только на истории с FARC. Тот факт, что суд не услышал показаний обвиняемого и свидетелей защиты, Фэрах считает "плохим признаком". Он высказал мнение, что защите просто не дали это сделать. Эксперт отметил уникальность жизненного пути Бута и высказал мнение, что таких людей мир снова увидит не скоро. "Я не думаю, что когда-либо снова возникнет такое стечение исторических обстоятельств, которое позволило Буту стать тем, кем он стал, - заявил Фэрах. - Не будет второго распада Советского Союза, который дал отдельным людям неограниченный доступ к оружию. Но люди, которые будут находить "дырки" в системах, будут появляться всегда".

Виктора Бута арестовали в Таиланде в марте 2008 г., где, как считают США, он намеревался заключить сделку о продаже оружия "Революционным вооруженным силам Колумбии". В ноябре 2010 г. его экстрадировали в Нью-Йорк, где предъявили обвинения.