Абрамович: не имел представления об офшорах «Сибнефти»

В пятницу адвокат Рабинович настойчиво доказывал, что Патаркацишвили с Березовским были партнерами миллиардера, Абрамович это столь же упорно отрицал
Березовский и Абрамович в 2000 г./ Итар-ТАСС

В иске говорится, что Березовский и Патаркацишвили в 1998 г. контролировали по 21,5% акций «Сибнефти», но отдали свои акции в управление Абрамовичу, сохранив за собой право на дивиденды. После того как Березовский попал в опалу, а Патаркацишвили был осужден за попытку оказать содействие бывшему замгендиректора «Аэрофлота» Николаю Глушкову в побеге из-под стражи, в 2001 г. Абрамович предложил выкупить у них акции по заниженной вдвое цене (за $1,3 млрд вместо $2,5 млрд), утверждается в иске.

Допрос Романа Абрамовича в Высоком суде Лондона в пятницу коснулся всех трех эпизодов иска Бориса Березовского: распределения долей владения при создании «Русала», а также вынужденной продажи, как настаивает бывший медиамагнат, принадлежавших ему акций ОРТ и «Сибнефти».

В эпизоде с «Русалом» адвокату Березовского Лоренсу Рабиновичу удалось убедительно показать, что соглашения по первой сделке с алюминиевыми активами (с TWG и прочими компаниями), датированные 3 февраля 2000 г., на деле были подписаны 15 февраля, а затем оформлены «задним числом». Это подтвердил и сам Абрамович: «Если вы говорите, что оформление задним числом — фальшивка, так и есть». Однако зачем стороне Березовского понадобилось доказывать такое расхождение, осталось неясным.

В ходе разбирательства выяснилась любопытная вещь: Абрамович купил партнеру Березовского Бадри Патаркацишвили самолет просто потому, что «он спросил, могу ли купить ему самолет, и я согласился». «Он [Патаркацишвили] был в то время не очень богат. Да, было с ним соглашение о комиссии, но к тому моменту, как сделка с Олегом [Дерипаской] была совершена, он ничего не получал. Поэтому он просто спросил, а я просто согласился», - пояснил миллиардер. «Просто» Абрамовича, как оказалось, весит порядка $25 млн, следует из документов, представленных Рабиновичем. Другие $305 млн, выплаченные Березовскому и Патаркацишвили по договоренности, у него выпросил последний – «чтобы у нас было на черный день», утверждает Абрамович.

В эпизоде с ОРТ (по версии Березовского, после скандальных сюжетов телеканала о подлодке «Курск» в 2000 г. именно Абрамович сработал курьером, передав ему во Франции предложение тогдашнего президента Владимира Путина о продаже акций ОРТ за $175 млн под угрозой конфискации) позиции защиты были, похоже, слабее. Цифра $175 млн не прозвучала вообще, Рабинович пытался доказать значительное влияние Абрамовича в Кремле. Тот повторил свои показания о том, что как раз Патаркацишвили и вынуждал его купить пакет - 49% акций ОРТ.

Большая часть разбирательства в пятницу была посвящена «Сибнефти» - Рабинович на основе документов об офшорных держателях акций компании и расшифровки переговоров Абрамовича, Патаркацишвили и Березовского пытался доказать, что последние все-таки были акционерами компании. Здесь Абрамович встал в глухую защиту, и за несколько часов адвокат так и не смог вынудить его даже косвенно признать их права на доли в "Сибнефти" как партнеров. Например, Абрамович отказался комментировать принадлежность восьми офшоров, владевших всеми его акциями «Сибнефти»: «Не имею представления», - сказал он.

Несмотря на это, Рабиновичу удалось привести убедительные доказательства, что, когда в Ле-Бурже обсуждалась легализация денежных потоков «Сибнефти» из-за изменения налогообложения в России, речь шла о том, чтобы формально легализовать доли Березовского и Патаркацишвили, а Абрамович этому противился.

Допрос Романа Абрамовича продолжится в понедельник 7 ноября. На следующей неделе в качестве свидетеля должна быть вызвана некая Помпадур, на четверг запланированы выступления гендиректора "Ноябрьскнефтегаза" Виктора Городилова и партнера Абрамовича Евгения Швидлера. Через неделю, в понедельник 14 ноября, запланировано выступление предпринимателя Александра Мамута.