«Двадцатка» не стала слушать интернет-предложения Дмитрия Медведева

Из-за кризиса и греческой проблемы (см. статью на стр. 01) инициативы Дмитрия Медведева и других лидеров, чьи полномочия завершаются в 2012 г., поддержку на саммите G20 не нашли
Bloomberg

Медведев участвовал в саммите лишь один день: он спешил на празднование Дня народного единства. Его главная инициатива, новая концепция по защите авторских прав в интернете, получила освещение лишь на бизнес-саммите B20, сопутствующем G20, и в итоговые документы не попала. Обсуждение проблем виртуального пространства на фоне разворачивающегося мирового кризиса выглядело бы странным, объяснял накануне «Ведомостям» человек, близкий к администрации президента, почему вопрос не вошел в повестку саммита. Россия все равно намерена представить свои наработки для дальнейшего обсуждения, сказал помощник президента Аркадий Дворкович. Одобрено предложение Москвы провести саммит G20 2013 г. в России. Принимать высоких гостей будет, скорее всего, Владимир Путин.

Разочарованным итогами саммита оказался и его хозяин – Николя Саркози, которому предстоят выборы в мае 2012 г. Саммит не поддержал идею Франции по введению налога на проведение финансовых операций. Даже самый близкий ее партнер – Россия высказалась против. Борясь с кризисом, нужно избегать любых мер, ухудшающих положение банков, убеждал Медведев бизнесменов. Против налога многие страны, сказал журналистам Дворкович.

Премьер Италии Сильвио Берлускони, слухи о скорой отставке которого из-за распада коалиции обсуждаются в местной печати, на саммите был занят внутренними проблемами: кроме ситуации в экономике Греции на повестке G20 встал вопрос госдолга Италии, превысившего 120% от ВВП. Италия попросила МВФ провести мониторинг состояния национальной экономики для получения новых займов, заявил по итогам саммита председатель Европейского совета Херман ван Ромпей.

Президента США Барака Обаму на саммите журналисты обвинили в том, что он больше занят перевыборами в ноябре 2012 г., чем актуальной международной повесткой. «Я обеспокоен тем, чтобы вернуть людям работу», – отбивался Обама.

С угрозой второй волны кризиса возникла угроза и для G20 – формата, придуманного в 2008 г. для борьбы с ним, признался Медведев. По его мнению, необходимо выполнять «выработанные с большим трудом» договоренности предыдущих саммитов, «иначе доверие к нашему молодому институту для согласования политики крупнейших экономик будет подорвано».

Форма передачи власти, выбранная в России, не могла не отразиться на отношении к Медведеву, но ему повезло: из-за того что вся запланированная повестка скомкалась из-за неконвенционального поведения Греции, в неудобном положении оказались все лидеры, а не только «хромые утки», считает политолог Федор Лукьянов. В 2008 г. G20 сыграла положительную роль – она успокоила психоз, возможно, рассчитывали на такой же импульс и сейчас, но не получилось.