Россию в этом году ждет рекордно низкий рост цен

После трех месяцев стагнации инфляция в октябре ускорилась до 0,5%. До конца года темпы роста цен будут поддержаны высокими госрасходами и прошедшим ослаблением рубля

У ускорения инфляции две причины – эффект слабого рубля и эффект базы, перечисляет Владимир Тихомиров из ФК «Открытие». В августе – сентябре 2010 г. инфляция была высокой из-за разгона продовольственных цен, поэтому в те же месяцы 2011 г. годовой индекс существенно снизился. К октябрю эффект базы исчез – в октябре 2010 г. рост цен составлял те же 0,5%. Возобновилось удорожание услуг – на 0,1% к сентябрю (была дефляция), по данным Росстата, со снятой сезонностью – на 0,5%, посчитал Максим Петроневич из Центра развития ВШЭ.

К октябрю действие тормозивших рост цен факторов было исчерпано, следует из данных Росстата: начавшееся с апреля снижение цен на плодоовощную продукцию в октябре сменилось их ростом на 0,5%. Сезонное возобновление роста цен ускорилось из-за ослабления рубля – сильно подорожали импортные продукты (например, бананы – на 28,1%).

Темпы инфляции в годовом сравнении остались на уровне сентября – 7,2%, хотя еще по данным на 24 октября составляли 6,9%, сообщал ЦБ. Рост цен ускорился в середине октября до 0,2% в последнюю неделю. Тем не менее набранные с начала года 5,2% позволяют завершить 2011 г. с рекордно низкой инфляцией (6,5–7%, по прогнозу Минэкономразвития).

Темпы удорожания непродовольственных товаров остались на уровне сентября (0,7%), но ослабление рубля в августе – сентябре ускорит рост цен на них и на услуги, ожидает Иван Чакаров из BofA Merrill Lynch. Однако эта тенденция может быть сбалансирована охлаждением потребительского спроса, думает Тихомиров. Статистика в августе – сентябре зафиксировала его всплеск – на падение рубля население отреагировало как уходом в наличную валюту, так и закупкой товаров впрок. По данным ЦМАКП, за последние 10 лет население не направляло на потребление столь значительную часть своих доходов. Но неопределенность экономических перспектив не способствует потребительскому ажиотажу, ожидает его прекращения Тихомиров. На продовольственном рынке эффект девальвации, наоборот, начнет сходить на нет. При отсутствии нового ослабления рубля рост цен на продукты вряд ли ускорится, считает Тихомиров. Напротив, ускорится до 0,7–0,8% в месяц из-за прекращения дефляции отечественного продовольствия, возражает Петроневич. Оно еще продолжает дешеветь, но все медленнее – эффект от хорошего урожая сходит на нет, отмечает он.

На инфляции в ноябре – декабре скажется и традиционное увеличение госрасходов, напоминает Чакаров. Но годовой индекс возобновит снижение: по итогам 2011 г. инфляция может быть рекордно низкой – менее 7% (см. врез), солидарны эксперты. Консенсус-прогноз «Интерфакса» – 6,9%. Однако для устойчиво низкой инфляции в ближайшие годы оснований не видно. Перенос индексации тарифов с января на июль поможет инфляции замедляться всю первую половину 2012 г. до менее 5% в годовом сравнении, ожидает Тихомиров, но с июля она снова скакнет. В ближайшие два года темпы роста цен останутся на уровне 6,5–7,5% в год; при отсутствии экономических потрясений и после либерализации тарифов с 2014 г. инфляция может снизиться до 5,5% – в перспективе 5–6 лет. По мнению Петроневича, в среднесрочной перспективе годовая инфляция останется на уровне 8%. В целенаправленной и последовательной политике по снижению инфляционных ожиданий правительство пока не замечено, констатирует он.