У Абрамовича не нашли штампов в паспорте

Сторона Березовского, пытаясь доказать, что после встречи в Ле-Бурже Абрамович был не в России, прибегла к любопытным свидетельствам
EPA/ ИТАР-ТАСС

Первую половину седьмого дня допроса Романа Абрамовича в Высоком суде Лондона адвокат Бориса Березовского Лоуренс Рабинович посвятил попытке доказать, что с 10 по 26 декабря 2000 г. Абрамович не был в России, и в частности на Чукотке, а доказательства противного со стороны свидетелей миллиардера получены при его прямом участии с помощью официальных запросов и, таким образом, под давлением. Позиция стороны Абрамовича – с 7 декабря 2000 г. (то есть сразу после известной встречи с Березовским и Бадри Патаркацишвили в Ле-Бурже) по 2 января 2001 г. Абрамович был в России, попеременно в Москве и на Чукотке, где избирался в губернаторы округа.

Абрамович в суде сказал, что у него есть свидетели, могущие подтвердить, что он был на Чукотке в указанный период. Правда, этих людей он не назвал. "Я не участвовал напрямую в подборе свидетелей и показаний. Я в тот момент с этими людьми не контактировал вообще никак", - передает слова миллиардера журнал «Сноб».

В этой связи олигарху и пришлось разъяснить суду различие русских слов «просьба» и «запрос». "Не бывает официальной просьбы, бывает только официальный запрос. Если бы я просто попросил, с очень малой вероятностью мне бы кто-нибудь ответил. ФСБ бы не отреагировала на просьбу частного лица. Такое правило в России", - сказал Абрамович.

Выяснилось, что свидетелей разыскивали через помощников. "Я попросил своего заместителя, чтобы он обзвонил людей. В городах, которые по чукотским меркам большие - 5, 10 тысяч человек - это было сделано через интернет, а в поселках по 100-150 человек это делалось через главу села, который объявлял сход граждан. И всех опрашивали - может, у кого-то фотографии остались, воспоминания", - сказал Абрамович. Одним из помощников в сборе показаний, как выясняется, был давний партнер Абрамовича Андрей Городилов.

Призвав Рабиновича задавать вопросы прямо и по существу, судья объявила перерыв.

После перерыва Рабинович придрался к загранпаспорту Абрамовича: в нем не оказалось выездных штампов, соответствующих поездке во Францию 6 декабря. "Как можно покинуть пределы России, не получив соответствующей отметки в паспорте?" - возмущался адвокат. "Да, признаю, такой инцидент произошел. Если в VIP-зоне находишься, то могут штамп не поставить, - ответил Абрамович. - Это обычно маловероятно, но в конкретном случае произошел такой инцидент, так как ошибка, человеческий фактор, всегда присутствует». Адвокат олигарха Джонатан Сампшн указал, что таможенная служба предоставила справки, подтверждающие выезд Абрамовича из России. Также в его паспорте нет французских выездных штампов от 6 декабря 2000 г., указывает Рабинович.