Статья опубликована в № 2979 от 11.11.2011 под заголовком: Медведев и революция

Россия должна ощутить толчок из регионов

Президент Медведев берет курс на промышленную и управленческую революцию. Как стало известно «Ведомостям», он может создать новый госорган – Проектный офис – для регулирования инвестиционной деятельности в регионах
А.Махонин

Сегодня в Хабаровске пройдет президиум Госсовета, посвященный повышению роли регионов в модернизации экономики. Россия ослабила позиции в мировой экономике из-за кризиса – доля в мировом ВВП снизилась на 0,4 процентного пункта до 3,7%, говорится в докладе к Госсовету (есть у «Ведомостей»).

Нужно совершать прорыв, но сделать это можно при одном условии – конструктивном партнерстве ради модернизации между федеральными и региональными властями, государством, бизнесом и населением.

Государству скупиться на модернизацию не нужно, говорится в документе, она все равно надежнее самых значительных резервных фондов. Госинвестиции должны вырасти до 3% в 2012–2014 гг. и до 3,9–4,1% в 2020–2030 гг. (сейчас около 2,5%): это позволит реализовать масштабные инфраструктурные проекты.

Ключевой фактор будущего роста – 5–6% в год, а не 4%, как сейчас, – расширение инвестиций и формирование новой инновационной политики на всех уровнях управления – корпораций, регионов и федеральных ведомств. Инновационный сценарий – агрессивный и рискованный, предупреждают авторы доклада: он требует серьезной перестройки системы управления и в компаниях, и на уровне государства; нужно также активно перераспределять финансовые ресурсы в экономике с помощью как бюджета, так и банковской системы и финансовых рынков.

Чтобы повысить инвестиционную составляющую банковского кредитования, следует пойти на докапитализацию Внешэкономбанка как института развития, предложено в докладе, его ресурсная база может пополниться за счет денег фонда национального благосостояния, резервного фонда и пенсионных накоплений. Внебюджетные фонды сейчас достигают 8% ВВП, а с накопительной частью пенсионных накоплений – 10% ВВП.

Доходы бюджета надо перераспределять в пользу регионов и муниципалитетов, для этого им нужно давать субсидии на развитие. Сейчас ситуация в регионах удручающая: там сконцентрированы полномочия по развитию социальной сферы, а денег нет. Регионам в 2012–2014 гг. надо найти 460–500 млрд руб. на повышение зарплат в сфере образования и 370–400 млрд руб. – здравоохранения, говорится в докладе, и, если этих денег не найти, реальную зарплату в социальных секторах ждет стагнация. В каждом регионе должны быть свои корпорации развития, но их координацию надо вести из центра.

На федеральном уровне должен появиться Проектный офис, говорится в докладе, чтобы заниматься стратегическим планированием, мониторингом и реализацией государственных и частных инвестпроектов.

Проектный офис – центральное звено, он обеспечит единые стандарты деятельности региональных институтов развития.

Идея о Проектном офисе продолжает плодить фикции о модернизации, говорит руководитель Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич: «Инвестиционные проблемы в России – прежде всего из-за отвратительных федеральных институтов, работу которых строго копируют регионы, сращивая бизнес и власть». По мнению Зубаревич, Проектный офис – просто еще одно агентство, которое может продавить несколько проектов, но не изменит инвестиционного климата. «Есть ощущение, что предложение о Проектном офисе из серии «пилите, Шура, пилите», – иронизирует она.

У каждого региона уже есть программа социально-экономического развития, эти программы сведены в программу округа, напоминает губернатор Кировской области Никита Белых. Если эти стратегии реализуются по плану, то нет необходимости вмешиваться дополнительным структурам, считает он, а если есть сбой, то надо не мониторить и координировать, а обеспечивать канал доступа к ресурсам.

Модернизация – не только экономический процесс, но и геополитический, настала пора совершать поворот на восток и формировать евразийский центр развития во главе с Россией, говорится в докладе: предстоит выработать новую модель внешнеэкономических связей – с динамично развивающимися рынками третьего мира.

Сейчас российская экономика находится в латиноамериканском инфляционно-девальвационном цикле, пишут авторы доклада, и нужно обеспечить устойчивость платежного баланса – за счет кратного роста экспорта машин и оборудования и сдерживания динамики импорта.

В условиях дефицита ресурсов развития нужна реальная история успеха – только она может обеспечить поддержку необходимых перемен. Перемены могут быть и социально жесткими, предупреждают авторы доклада.

Страну ждет не только новая индустриализация, а целая управленческая революция, продолжают авторы доклада: «Это общенациональный долгосрочный стратегический проект». В проекте семь составных частей: промышленная политика, внешнеэкономическая стратегия, новая модель партнерства государства и бизнеса, модернизация образования, региональная политика, создание финансовых условий модернизации, улучшение инвестиционного климата.

Финансовый сектор надо превратить в активного субъекта модернизации, указывают авторы доклада: надо расширять ресурсную базу банковского сектора и создавать условия для удлинения банковских депозитов.

От модели концентрации экономического роста в столичных агломерациях и нескольких энергодобывающих и сырьевых регионах необходим переход к модели многополюсного пространственного развития. В регионах должны появиться полюса конкурентоспособности и полюса модернизации, пишут авторы.

Россия стоит перед развилкой: инерционно развиваться в ожидании нового кризиса или застраховаться от него упреждающей модернизацией экономики, считают авторы доклада.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать