Российские чиновники научатся госзакупкам на здоровье

Правительство впервые определило правила расчета цен при госзаказе. Они регулируют закупку медицинского оборудования, на которое бюджет тратит около 100 млрд руб. в год. Чиновников и больницы заставят использовать цены нескольких производителей. Компании сомневаются, что правила помогут покупать лучшее оборудование по лучшей цене
ИТАР-ТАСС

Премьер Владимир Путин подписал первые отраслевые правила формирования начальных цен при госзакупках. Они подготовлены Минздравсоцразвития и Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Руководствуясь этим документом, чиновники с 30 ноября станут определять цены медоборудования, приобретаемого на аукционах и конкурсах. До сих пор четких правил не было, закон лишь рекомендовал использовать информацию от производителей, из исследований и реестра контрактов.

Закупки лекарств и медоборудования – одна из крупнейших статей расходов бюджета по госзаказу, больше тратится только на строительство и ремонт. По оценке Минпромторга, в 2010 г. объем рынка медицинской техники и изделий составил 100–110 млрд руб., 95% этой суммы потратил бюджет. А скандал, связанный с закупкой томографов, стал поводом для реформы всей системы госзаказа (см. врез).

По новым правилам госзаказчики при определении начальных цен будут обязаны использовать данные производителей и их официальных дистрибуторов. До проведения торгов заказчик должен направить запросы минимум пяти производителям оборудования из базы Росздравнадзора (регистрирует медтехнику, разрешенную к использованию в России). А если их менее пяти – то всем. Закупка должна быть подробно описана в уведомлении: комплект, сроки и условия поставки, допоборудование, гарантийный пакет. Все полученные в 15-дневный срок ответы должны быть учтены, а начальная цена подсчитана как среднее арифметическое. Если на аукцион по сформированной таким образом цене не поступило заявок, правила позволяют провести повторный, подняв цену на 10%.

Если производители не ответили на запрос, чиновникам придется рассчитывать цену на основе ранее заключенных контрактов, цены которых отличаются друг от друга не более чем на 30%. Все расчеты, включая ответы производителей, должны быть опубликованы с тендерной документацией.

Нарушение процедуры, например игнорирование предложения производителя, является безусловным основанием для отмены результатов тендера, предупреждает начальник управления ФАС Михаил Евраев. По его словам, правила помогут защитить бюджет от потерь из-за некорректных начальных цен, а добросовестных заказчиков – от претензий правоохранительных и других контролирующих ведомств. Сейчас любую начальную цену можно назвать завышенной и попытаться завести на заказчика уголовное дело за растрату, объясняет Евраев. Представитель Минздравсоцразвития называет главной целью правил повышение ответственности заказчиков за свои действия. Аналогичные правила можно написать практически для любой продукции, такая работа уже ведется, говорит Евраев, но требуется много времени, поэтому решено было начать с «болевых точек».

Директор Philips «Здравоохранение» по России и СНГ Константин Сысоев говорит, что компания готова раскрывать цены для гостендеров и уже отвечает на подобные запросы госзаказчиков; это дополнительная, но «не критичная» работа. В стране проходят тысячи тендеров, придется отвечать на кучу бумаг, что приведет к серьезным издержкам, не согласен топ-менеджер другого глобального производителя медоборудования. Он обещает раскрывать цены, но считает, что производители будут направлять данные о «голых» комплектах, не включающих необходимое дополнительное оборудование, поэтому цены будут изначально заниженными.

Серьезных изменений производители не ожидают. Они станут сообщать о своих индикативных ценах, которые будут существенно отличаться от финальных, считает Сысоев, – это подтверждает опыт тендеров за последние полгода. Определить объективные начальные цены поможет только анализ ранее заключенных контрактов, а по медицинской технике это сделать трудно, слишком много специфики, предупреждает он. Рыночная цена должна определяться не производителем, который часто и не участвует в торгах, а по результатам честных конкурсов, на которых учитывается не только цена оборудования, но и его качественные и технические характеристики, считает президент «GE Healthcare Россия и СНГ» Вячеслав Грищенко.

Хорошо, что появились хоть какие-то правила, говорит основатель проекта Rospil.info Алексей Навальный, но не стоит надеяться, что они решат проблему коррупции при медицинских закупках. Описать все возможные лазейки невозможно, продолжает он: например, в правилах нет ни слова о программном обеспечении, а оно может значительно влиять на цену оборудования. К тому же сами дистрибуторы и представительства нередко способствуют коррупционным закупкам, что видно на примере расследования против Daimler, замечает Навальный.