Хлопонин предложил поменять систему межбюджетных отношений

Регионы слишком сильно зависят от центра, систему межбюджетных отношений надо менять, пишет президенту Дмитрию Медведеву вице-премьер Александр Хлопонин. Она чрезвычайно сложна и дорого обходится федеральному бюджету

Рабочая группа Хлопонина, которая готовит план финансовой децентрализации страны, предложила поменять систему межбюджетных отношений. Об этом говорится в промежуточном докладе, который представлен Медведеву (копия есть у «Ведомостей»). Президент еще в июне поручил вице-премьерам Дмитрию Козаку и Хлопонину подготовить предложения о перераспределении полномочий и доходов между центром и регионами. Козак отвечает за правовые отношения, Хлопонин – за финансовые и налоговые.

Сейчас в Федеральный фонд финансовой поддержки регионов (ФФПР) ежегодно закладывается 397 млрд руб. на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов. Методика распределения дотаций несовершенна, говорится в докладе: деньги достаются даже богатым состоятельным регионам. 10–15% регионов получают из федерального бюджета незначительные средства – менее 10% от их доходов, но эти небольшие деньги сокращают стимулы для развития. Если лишить эти регионы федеральной помощи, то число дотационных субъектов снизится с 70 до 60, а число регионов-доноров вырастет до 23. С 5,8 до 2,4 раза уменьшится разница в доходах между 10 наиболее и 10 наименее обеспеченными регионами, посчитали авторы доклада.

Еще 134,7 млрд руб. федеральный бюджет тратит на дотации, чтобы сбалансировать региональные бюджеты. Эти деньги выделяются, когда регионам не хватает собственных средств, чтобы профинансировать все свои расходы, либо по поручению президента или премьера. Нужен единый подход к распределению этих дотаций, пишут чиновники: сейчас деньги могут давать даже на строительство.

Число субсидий и субвенций регионам слишком выросло, сокрушаются авторы доклада. В 2010 г. центр выдал 26 субвенций на 378,6 млрд руб., в 2011 г. – 27 на 321,3 млрд. Расходы на субсидии еще выше: в 2010 г. – 79 субсидий на 411,4 млрд руб., в 2011 г. – 105 на 509,9 млрд. Рабочая группа Хлопонина советует распределять субсидии по госпрограммам, а объем субвенций уменьшить. Как должны сократиться эти расходы, в докладе не говорится, это зависит от того, какие федеральные полномочия будут переданы на территориальный уровень (этим занимается рабочая группа Козака).

Но реформа возможна только вместе с передачей регионам доходных источников, пишет Хлопонин. Например, он советует расширить перечень региональных и местных налогов, передать регионам часть доходов от налога на прибыль, которая зачисляется в федеральный бюджет (2 из 20%), акцизы на этиловый спирт, табак, автомобили, бензин, дизтопливо и моторные масла.

Если регионы получают больше доходов, чем обычно, не стоит сразу лишать их федеральной поддержки, считает губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев: наоборот, их нужно стимулировать специальной премией из центра. Совсем без поддержки будет трудно, указал он: сейчас помощь, особенно по социальным статьям, ощутима и чаще всего передаваемые центром полномочия обеспечены финансами.

Предложения Хлопонина не нашли отторжения в Минфине, говорит его чиновник: многие из этих шагов планировались. «Гора родила мышь», – характеризует предложенную реформу директор Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. По ее словам, реформа межбюджетных отношений действительно предполагает упрощение механизма дотаций ФФПР и кардинальное сокращение субсидий и субвенций. Но в докладе нет алгоритма решения этих очевидных проблем, заключает Зубаревич.