Иркутский губернатор Мезенцев выдвинут кандидатом в президенты

Губернатор может быть страховочным кандидатом, призванным не допустить срыва президентских выборов оппозицией
С.Портер/ Ведомости

В текущем году губернатор Мезенцев был фигурантом минимум двух общенациональных скандалов: именно ради него 8 июня был на час задержан рейс "Аэрофлота" Иркутск - Москва. Широкую известность тогда получила фраза командира корабля Андрея Литвинова, не пожелавшего дожидаться губернатора: «А давайте вот первое лицо полетит на своем личном самолете, а я вожу пассажиров».

Профсоюз работников Восточно-Сибирской железной дороги выдвинул кандидатом в президенты России губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева, передало "РИА Новости" из иркутского Музыкального театра им. Загурского. Предложение выдвинул председатель "Дорпрофжела" Александр Старцев. Мезенцев дал свое согласие на выдвижение. Старцев сообщил журналистам, что документы на регистрацию Мезенцева как кандидата в президенты будут поданы в течение среды.

Центризбирком получил уведомление о создании инициативной группы по выдвижению Мезенцева 8 декабря. "Для меня это неожиданное решение", - сказал губернатор, вернувшийся в Иркутск из Москвы. Информацию о выдвижении Мезенцева подтвердил президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин, находящийся с рабочей поездкой в Иркутске.

По мнению заместителя гендиректора Центра политических технологий Алексея Макаркина, Мезенцев - страховочный кандидат. "Он, конечно, никакой не оппозиционер, он вполне лоялен Владимиру Путину. Просто у нас есть такой закон, что выборы признаются действительными только в том случае, если участвует не менее двух кандидатов. Соответственно, у оппозиции всегда есть теоретическая возможность сняться с выборов и тем самым сорвать выборы. Чтобы этого не произошло, есть понятие "страховочный кандидат", - сказал Макаркин.

Портрет губернатора

Мезенцев не смог взять под контроль ситуацию с лесными пожарами под Братском в конце сентября - начале октября и подвергся жесткой критике на самом высоком уровне. «Я представляю, как выглядит Братск, и удивлен, что ни местные, ни региональные начальники не предпринимают нормальных усилий. Это повод для организационных выводов на самом деле», — заявил тогда президент Дмитрий Медведев. «Вы устроили спектакль на всю страну и “прославили” Братск <...> Мне стыдно за город Братск, там вообще есть кто-нибудь, кто за безопасность людей отвечает?» - вторил ему министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу, ругая неназванных иркутских чиновников. По результатам ушел в отставку глава администрации Братска Александр Туйков.

Наконец, в начале июня в Москве на Ленинском проспекте произошло ДТП с участием автомобиля, принадлежащего представительству Иркутской области в Москве. Mercedes сбил на пешеходном переходе московского повара, выходца из Киргизии. Мужчина получил тяжелые травмы. Ни Мезенцева, ни его ближайших родственников в машине не было, позже губернатор принес жертве свои извинения.

Специфика Иркутской области в том, что там действует несколько бизнес-групп с мощным лоббистским ресурсом в Москве; выборы губернатора традиционно сопровождались их ожесточенной борьбой. В 1997 г. губернатором стал протеже тогдашнего «Русала» Борис Говорин. В 2005 г. его сменил человек из РЖД Александр Тишанин. Назначение в 2008 г. Игоря Есиповского пролоббировали «Ростехнологии».

Дмитрию Мезенцеву 52 года, он родился и начал карьеру в Ленинграде - сначала железнодорожником, затем по комсомольской линии. В 1990-1991 гг. был депутатом Ленсовета, в 1991-1996 гг. - председателем комитета по печати и СМИ мэрии Санкт-Петербурга. В мэрии Северной столицы он трудился одновременно и бок о бок с Владимиром Путиным.

В 1996-1999 гг. Мезенцев работал зампредом Государственного комитета по печати, в 1999–2002 гг. возглавлял Центр стратегических разработок (ЦСР). В 2002 г. избран в Совет Федерации представителем от правительства Иркутской области, где с 2002 по 2006 г. был председателем комиссии по информационной политике. До 2004 г. занимал должность заместителя председателя Совета Федерации.

Губернатор Иркутской области с 2009 г., сменил на этом посту погибшего при крушении вертолета Игоря Есиповского. В 2010 г. его доход, по официальным данным, составил 3,1 млн руб., в 2009 г. - 2,7 млн руб.