Алексей Кудрин: "Он [Путин] не боится выборов 4 марта"

Экс-министр финансов о том, зачем он выступил на митинге на проспекте Сахарова и не работает ли он агентом Путина
М.Стулов

На субботнем митинге на проспекте Сахарова вместе с лидерами оппозиции и другими людьми, критически настроенными к власти, выступил член команды и друг премьера Владимира Путина – бывший министр финансов Алексей Кудрин. «Ведомости» выясняли у Кудрина, зачем он выступил на митинге и не работает ли он агентом Путина.

– На митинге были очень разные люди, с разными политическими предпочтениями и требованиями. Все-таки сам митинг был посвящен честным выборам. Если будут честные выборы, пусть страной управляет победитель. Даже если это будет Путин. Этот тезис звучал и в выступлениях оппозиции. Мои предложения, озвученные на митинге, – моя личная инициатива, адресованная обеим сторонам. Еще в пятницу я сомневался – идти мне на митинг или нет. Решение участвовать в митинге принял обдуманно, ни с кем не советовался. У меня нет полномочий от Путина вести переговоры. Если стороны договорятся самостоятельно, без меня, буду только рад. Подчеркну: меня устраивает мое нынешнее независимое положение. Я им дорожу. Из разговора с Путиным я понял, что он не боится выборов 4 марта, он готов принять все необходимые меры, чтобы провести выборы честно. Считаю, это надо использовать, чтобы 4 марта провести эталонные выборы.

– Зачем вы стали выступать в качестве посредника между митингующими и властью? Вы это делаете сами или по просьбе вашего друга Владимира Путина? Во всяком случае, он сам вас таковым считает.

– Я отстаиваю свою независимую позицию по поводу прошедших выборов в Госдуму. Выборы – ключевой момент демократии и правовой системы. Соглашаться с нарушениями нельзя. Так считал всегда и позицию не меняю. Вспомните, я то же самое говорил почти год назад в Красноярске.

– Но раньше вы скорее рассуждали как теоретик, а теперь столкнулись с реальной ситуацией. Пришли на митинг. Что вас заставило прийти на митинг? Судя по реакции митингующих, вас там не очень ждали...

– Меня волнуют события в стране. Я анализировал их: все, что происходило перед митингом и после митинга на Болотной, выступление Путина в прямом эфире, послание Медведева. Понял, что есть серьезные недостатки с обеих сторон – требований митингующих и политических инициатив Медведева. Митинг требует отмены выборов, но не думает, как жить без парламента. А Медведев внес предложения без всякого общественного обсуждения. Нестабильной ситуации допустить нельзя. Нужно уточнять детали предложений с обеих сторон, дополнять их.

– Чем?

– Уже ясно, что есть разное понимание о вступлении в силу поправок. Надо поговорить об особенностях регистрации партий, доступе к СМИ. Надо вносить поправки в пакет предложений о досрочных выборах. Зачем ждать пять лет? Новые партии могут создаваться сейчас. Пакет Медведева следует дорабатывать. Срочно нужен диалог. На митинг на проспекте Сахарова пришли разные люди: преподаватели, студенты, бизнесмены, служащие. Надо формировать группу представителей, готовить список требований для диалога. Члены оргкомитета митинга на Сахарова сказали, что диалог возможен.

– Даже если люди вас послушают и вам удастся сформировать группу представителей, почему вы уверены, что вас услышит власть?

– Прежде чем прийти на митинг, я эту же позицию озвучил Владимиру Путину. В целом понял, что диалог возможен.

– Как вы это поняли? Вы с ним разговаривали?

– Да. В пятницу, накануне митинга, я был в Питере по делам факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского университета, где работаю деканом. Путин в это время тоже был там. Я попросил срочную с ним встречу. Ему сказал, что думаю.

– Вы так открыто говорите, что встречались с Путиным. Вас после этого митингующие не примут вообще. Судя по плакатам, сейчас их главный враг – именно Путин. Они хотят, чтобы он ушел, они не хотят с ним вести переговоры. Теперь вас будут считать засланным от Путина.

ЦИТАТА

Из разговора с Путиным я понял, что он не боится выборов 4 марта, он готов принять все необходимые меры, чтобы провести выборы честно. Считаю, это надо использовать, чтобы 4 марта провести эталонные выборы.