Боевая операция Путина по борьбе с коррупцией — профанация и показуха

Вот, например, глава набсовета ВЭБа Владимир Путин, согласно этому поручению, должен был заполнить анкету о собственных доходах и доходах своих родственников за 2011 г. до 10 января. Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков признался, что не знает, выполнил ли Путин указание на каникулах или нет. Зато уточнил, что это поручение касается в первую очередь тех, кто работает в госкомпаниях и госкорпорациях: «То есть не Путина». И как выяснилось из поручения, Сечина это тоже не касается. В список госкомпаний, которые должны срочно отчитаться, не попала «Роснефть», которую давно курирует вице-премьер.

Премьер Владимир Путин начал свою антикоррупционную кампанию. Ведь кто, как не он, в предвыборный период должен быть главным борцом с коррупцией: другой — Дмитрий Медведев уже явно не актуален, а репутация первого борца с продажностью чиновников сейчас у юриста и блогера Алексея Навального. Это непозволительно, рассудил кандидат в президенты, надо брать инициативу в свои руки. И взял. Как умеет.

Проект Путина по борьбе с коррупцией ведет его давний сотрудник, сейчас вице-премьер, Игорь Сечин. Два чекиста взялись за дело отработанными десятилетиями методами. Главное — сбор информации и поиск компромата. Надо знать про всех все: кто, с кем, сколько получил. Еще один важный момент — фактор неожиданности.

Реализация первого пункта — сбор информации — начался пару месяцев назад. Благо есть у кого собирать: Росфинмониторинг, ФНС и, впрочем, любые органы, в том числе правоохранительные. Результат: в декабре уволены сразу несколько руководителей энергетических компаний. Повод: из отрасли выводятся колоссальные средства через офшорные фирмы, которые зарегистрированы на родственников. Как будто раньше это никому из них не было известно.

Пункт второй — поиск компромата — выполняется сейчас. Причем в особо циничной форме: жертвы должны донести на себя сами. Главы госкомпаний и госбанков в течение ближайшего времени обязаны раскрыть информацию о контрагентах и отчитаться не только о своих доходах, но и о доходах родственников, включая родителей и несовершеноллетних детей. Почти во все госкомпании присланы анкеты, которые обязаны заполнить все топ-менеджеры. Смешно, но некоторые должны были это сделать в день подписания поручения — 30 декабря.

Результат: все госкомпании в шоке, руководство стоит на ушах. Звонят в правительство со слезными просьбами перенести сроки исполнения поручения, не успевают. А что делать с контрагентами? У многих компаний их тысячи. За 15 дней представить документы по всем бенефициарам — непосильная задача. Это уже даже не сбор информации, а военная операция какая-то, шутят те, кто должен отчитаться перед Путиным.

На деле же эта боевая операция — чистой воды профанация. Путин и Сечин могут узнать все, что им нужно, без всяких специальных срочных поручений. А его исполнение только доказывает, что поручение это заведомо неисполнимо и нужно всего лишь для показухи и запугивания.