Третья серия антимонопольных дел против нефтяников подходит к концу

ФАС завершает третью волну дел против нефтяников, обвиненных в завышении цен на топливо. Штрафа ждет только ТНК-ВР. Санкции оказались почти минимальными, хотя прежде ФАС грозила рецидивистам ужесточением наказания
М.Стулов/ Ведомости

Размер санкций для остальных нефтяных компаний, обвиненных в злоупотреблении доминирующим положением, ФАС определила еще в прошлом году. «Роснефть» за завышение стоимости дизтоплива и керосина оштрафована на 1,75 млрд руб., «Газпром нефть» – на 979 млн, «Лукойл» – на 609 млн за монопольно высокие цены на дизтопливо, с «Башнефти» служба намерена взыскать 778 млн руб. за манипулирование ценами на оптовом рынке бензина. Все компании признали нарушения и приняли меры по восстановлению конкуренции еще во время рассмотрения дел, напоминает замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин: сначала снизили цены на дизтопливо, летом ситуация повторилась – в два приема оптовые цены были уменьшены более чем на 20%. Представители ТНК-ВР, «Роснефти», «Газпром нефти» и «Башнефти» отказались от комментариев, получить комментарии «Лукойла» не удалось.

Штраф для ТНК-BP по третьей волне антимонопольных дел против нефтяников может составить около 1,8 млрд руб., сообщил руководитель ФАС Игорь Артемьев. Сумма приблизительная, точная еще не определена, ведутся расчеты, добавляет представитель ведомства. Но точно будет больше 1 млрд руб., заверил Артемьев.

Первую кампанию по борьбе с высокими ценами на топливо ФАС начала в 2008 г. Тогда служба выписала «Роснефти», «Лукойлу», «Газпром нефти» и ТНК-ВР штрафы на 5,4 млрд руб. (1–1,5 млрд на компанию, или 1% от годового оборота из 1–15% возможных) за коллективное поддержание монопольно высоких цен. Но нефтяники «не поняли намека» и продолжили завышать цены, сетовал в 2009 г. Артемьев. Штрафы по второй волне дел оказались существенно выше – 20,7 млрд руб. (4–6 млрд на компанию, или 4–5% от оборота).

Все компании оспаривали санкции в суде, ТНК-ВР первой выиграла спор в трех инстанциях. Но ФАС подала надзорную жалобу, и в мае 2010 г. Высший арбитражный суд признал компанию виновной. ТНК-ВР заключила мировое соглашение, и служба снизила штраф с 4,2 млрд до 1,17 млрд руб. (или около 1% от оборота). Впоследствии штрафы были уменьшены до 1% для всех, кроме «Газпром нефти», она судилась до последнего и в результате была оштрафована на 4,7 млрд руб.

Впервые о третьей волне дел Артемьев заговорил в конце января 2011 г., а в начале февраля премьер Владимир Путин потребовал незамедлительно расследовать все случаи завышения цен на топливо в конце 2010 – начале 2011 г. Часть компаний сразу снизили цены, хотя прямого указания переписать ценники не было, объяснял тогда пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков: компаниям просто указали на необоснованный рост цен.

С учетом приблизительной оценки штрафа ТНК-ВР сумма взысканий по третьей волне составит для четырех компаний-рецидивистов 5,1 млрд руб., а вместе с «Башнефтью» (к ней санкции применены впервые) – 5,9 млрд руб., почти как по первой волне. Хотя ФАС ранее предупреждала, что повторные нарушения будут караться строже и штрафы могут вырасти вдвое. Решение о штрафе ФАС принимает с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств, замечает Голомолзин. Главное – что удалось стабилизировать ситуацию на рынке, подчеркивает он, например, сейчас компании заблаговременно создали резервы топлива и готовы обеспечить необходимый объем поставок при любой погоде. Поэтому и штрафы по третьей волне близки к минимальным, резюмирует Голомолзин.

Эти антимонопольные дела стали уже своеобразным ритуалом, иронизирует менеджер нефтяной компании: ФАС отчитывается о крупных с точки зрения обывателя штрафах, правительство – о борьбе с ростом цен на бензин, а нефтяники – о готовности идти на компромисс. Нефтяные компании уже воспринимают эти штрафы как небольшой дополнительный налог, замечает он. В итоге рост цен немного тормозится, но потом опять разгоняется, считает он: ведь у сотрудников компаний бонусы привязаны к показателям продаж и без роста цен их не получить.

ФАС дала нефтяникам понять, что явные нарушения не останутся незамеченными, говорит аналитик Номос-банка Денис Борисов. АЗС в сверхдоходах сейчас обвинить нельзя, их маржа – всего 5–7%, но сколько должен стоить бензин, определить непросто, ведь это не экспортный товар, рассуждает Борисов. Определить, является ли ценообразование справедливым, можно будет, когда основным индикатором станет биржевая цена, замечает он: «А пока этот вопрос скорее философский».