В предвыборных списках не будет лидеров

Следующие выборы Госдумы пройдут по партспискам, но с акцентом на региональное представительство
В.Аньков/ РИА Новости

На сайте Кремля опубликована пояснительная записка к законопроекту о выборах Госдумы, внесенному и проанонсированному президентом Дмитрием Медведевым вчера вечером. Судя по пояснительной записке, концепция закона осталось той же, о которой рассказали еще в середине января «Ведомостям» люди, знакомые с черновым вариантом закона. Возвращения к смешанной системе и одномандатникам не будет, выборы по-прежнему происходят по пропорциональной системе (исключительно по партспискам), и мандаты первоначально распределяются между всеми партиями, преодолевшими 5%-ный барьер, пропорционально их результатам.

Большая же привязка выборов и депутатов к регионам, на чем настаивал Медведев, обеспечивается следующим образом. Теперь общефедеральной части в партсписках не будет — а значит, не будет единого лидера (каковым у единороссов на прошлых выборах был Медведев, а ранее Владимир Путин) или группы лидеров (до десяти человек), как было у других партий.

Голосовать граждане будут за партию и тех ее кандидатов (их имена перечислят в бюллетенях), которые выдвинуты в территориальных группах списков. Причем этих кандидатов будет немного — от одного до четырех (ранее в некоторых региональных группах партсписков было 15 и более человек). Таким образом житель каждой территории будет знать, кто конкретно представляет его интересы в парламенте.

Территорий же будет 225: каждому субъекту Федерации, даже самому маленькому, будет соответствовать минимум одна территория. По подсчетам эксперта по выборам Михаила Тульского, в Москве будет полтора десятка территорий, в крупных регионах — 2-3. Методике, по которой раз в 10 лет будут «разрезать» страну пропорционально на 225, при этом оставляя каждую территорию в границах того или иного региона, посвящен значительный раздел законопроекта.

Каждой партии не обязательно выставлять 225 списков, можно и меньше, ограничений нет, но всего кандидатов должно быть не менее 100. Если на данной территории у партии своего списка (а значит, конкретных кандидатов) не окажется, то в бюллетене будет значиться только название партии, тогда как у соперников список будет более «одушевленным» - с перечислением имен конкретных кандидатов. Авторы не исключают ситуации, что в выборах поучаствуют более 10 партий — тогда в бюллетене будут только их названия, а имена кандидатов — в дополнительном списке, висящем в кабинке для голосования.

Региональная привязка достигается и тем, что конкретные кандидаты, а не только партии, смогут образовывать собственные избирательные фонды (до 6 млн руб.), направлять туда и личные средства, тратить их по своему усмотрению и вести более самостоятельную агитацию. Успешно проведшие агитацию получат мандаты: внутри партсписка они перераспределяются в зависимости от результатов каждой территориальной группы.

Процедура распределения мандатов внутри партии будет такова, что хотя бы один мандат получит кандидат от самых мелких регионов (Ненецкий АО, Магадан, Еврейская АО, Горный Алтай, Камчатка) — тогда как раньше их представителям мандат мог не достаться или передавался отказавшимися от мандатов Путиным и Медведевым. Мандат в мини-регионе получит кандидат от той партии, которая на данной территории победит.

В законе содержатся и нормы по обеспечению большей прозрачности голосования — в частности, закреплено право на видео- и фотосъемку на участках и предусмотрена видеотрансляция хода голосования в интернет.

Представители оппозиции ранее заявляли, что нововведения больше пойдут на пользу «Единой России» и вообще старым партиям, имеющим большую сеть региональных филиалов и возможность выставлять на всех территориях сильных кандидатов.