В участковые избиркомы не пускают оппозицию

В московские участковые избирательные комиссии (УИК) не пускают представителей от оппозиции. Поводы для отказа самые разные – от «поздно пришел» до отсутствия у кандидата опыта
А.Махонин/ Ведомости

Официально сроки формирования участковых комиссий истекли 9 февраля. Но информацию о том, кого удалось назначить членами УИК с правом решающего голоса, партии начали получать только на прошлой неделе.

Репетиция. 25 февраля

Мосгоризбирком проведет День открытых дверей на избирательных участках. Всем желающим будет предоставлена возможность поучаствовать в пробном голосовании. Будут работать веб-камеры – в тестовом режиме.

«Яблоко» выдвинуло в состав УИК около 300 человек, из них назначили только 107, на две трети заявлений получены отказы, говорит член регионального совета московского отделения партии Михаил Петров. Самая распространенная причина для отказа – недочеты в оформлении документов, но есть и более оригинальные. Например, территориальная избирательная комиссия района Новокосино отклонила кандидатуру от «Яблока» в члены УИК № 1098, заявив, что у кандидата нет опыта работы в избирательных комиссиях. ТИК района Нагатинский Затон решила не рассматривать четверых представителей «Яблока», раз на 473 вакансии в УИК подано 479 заявок, а кандидаты от «Яблока» – без опыта работы в избирательных кампаниях и подали документы последними.

По закону членов участковой комиссии назначает территориальная комиссия. Она обязана учитывать предложения парламентских партий и партий, присутствующих в региональном законодательном собрании. Что касается предложений других общественных организаций, а также собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, то здесь теризбиркомы могут действовать по собственному разумению.

На самом деле процесс формирования УИК в Москве контролируют управы, говорит эксперт «Голоса» Андрей Бузин: именно там составляют списки членов комиссий, в основном это бюджетники или сотрудники подконтрольных местным властям организаций. Чужих туда пускают неохотно – наблюдателя можно и удалить, а с членом УИК такое проделать сложно.

В общественной организации «Гражданин наблюдатель» говорят, что столкнулись с разным отношением. «В ЮАО большинство ТИК ведут себя адекватно – в состав УИК прошли даже те, кого имели право не пустить, – говорит пресс-секретарь организации Матвей Петухов. – А вот в Зеленограде зарезали даже кандидатов с направлением от КПРФ, по крайней мере тех, кого комиссии запомнили с прошлых выборов».

Проблемы с представительством в участковых комиссиях испытывают и другие коммунисты. Для первого секретаря люблинского отделения КПРФ Раисы Колотевой процесс подачи документов в теризбирком проходил с боем: ее документы в теризбиркоме отказались принимать со ссылкой на пятиминутное опоздание. И хотя впоследствии ей удалось добиться, чтобы документы приняли, чуть ли не половина выдвиженцев от КПРФ не могут найти себя в списках членов избиркомов.

В территориальной комиссии говорят, что поздно внесли изменения в списки членов УИК и до участков эта информация могла не дойти. Но Колотева вспоминает, как перед парламентскими выборами на 25 участках из 65 вместо выдвиженцев от КПРФ обнаружились неизвестные люди. Заявление об этом до сих пор лежит в прокуратуре без ответа, хотя его должны были дать в течение 30 дней, возмущается Колотева.

Представитель Мосгоризбиркома в пятницу не отвечал на звонки. Ранее председатель комиссии Валентин Горбунов сообщил, что не располагает статистикой о составе комиссий – такие данные появятся, но позднее.