Китай заходит на посадку

Существующая модель роста Китая себя исчерпала – стране срочно нужны структурные реформы, предупреждает Всемирный банк

Китайская экономическая модель неустойчива, заявил президент Всемирного банка Роберт Зеллик (по Bloomberg), представляя доклад о перспективах китайской экономики до 2030 г. В течение 30 лет ВВП Китая в среднем ежегодно рос на 9,9%, только за прошедшее десятилетие более 500 млн китайцев вышли из-за черты бедности. В 2011 г. экономика страны выросла на 9,2%, прогноз на 2012 г. – 8,1%. Если Китай избежит серьезных шоков, темпы роста будут постепенно снижаться, прогнозирует Всемирный банк: до 7% в год в 2016–2020 гг., а затем до 5% в 2026–2030 гг. В ближайшие годы Китай ждет «мягкая посадка», предупредил Зеллик.

Но чтобы удержать падающие темпы роста, Китаю нужны структурные реформы. В числе первоочередных преобразований – либерализация процентных ставок, повышение пенсионного возраста, индексация тарифов естественных монополий, введение бесплатного среднего образования в сельской местности, развитие транспорта. В долгосрочной перспективе Всемирный банк призывает Китай активнее развивать рыночные институты, сокращая присутствие государства в экономике, стимулировать инновации, переходить на зеленые технологии и расширять социальные гарантии населения. Если Китай пойдет по пути реформ, стране удастся не только смягчить последствия внешних шоков, но и стать крупнейшей экономикой мира до 2030 г. В 2010 г. Китай уже обогнал Японию по объемам ВВП, переместившись на вторую строчку (см. врез), а также стал крупнейшим экспортером мира.

Если не проводить реформы, Китай рискует попасть в ловушку среднего дохода, предупреждает Всемирный банк: это болезнь развивающихся экономик, где ВВП на душу населения достиг $3000–$6000. Экономики с низким душевым доходом конкурируют на международной арене благодаря дешевой рабочей силе и заимствованным технологиям. Но вместе с ростом дохода на душу населения и зарплат замедляется рост производительности. Из 101 страны, достигшей среднего уровня дохода в 1960 г., только 13 стали странами с высоким доходом. В 2011 г. ВВП Китая в пересчете на душу населения составил около $5800, чтобы выбраться из ловушки, стране срочно нужен технологический рывок, предупреждает Всемирный банк. Есть и социальные риски – растущее неравенство (как по доходам, так и по доступу к услугам), неразвитый рынок труда и ограниченная социальная мобильность. Кроме того, китайская экономика слишком зарегулирована, это приводит к искажениям и дисбалансам (например, из-за регулирования цен), которые обходятся стране в 8% ВВП в год, подсчитали в Barclays Сapital.

Другая опасность – набирающая обороты инфляция, предупреждают аналитики Barclays Capital. Несмотря на высокие темпы роста экономики в течение 10 лет, Китай удерживал инфляцию на низком уровне благодаря ускоренному росту производительности труда, низкому уровню зарплат и огромному предложению на рынке труда. Но сейчас экономика страны начинает сталкиваться с ресурсными ограничениями, следует из обзора Barclays Capital: Китай – крупнейший потребитель энергоресурсов и разгоняет рост цен на них. При росте ВВП на 8% инфляция превысит уровень в 6% (в 2011 г. – 5,4%, прогноз на 2012 г. – 3,2%). По прогнозам Bаrclays, в ближайшие годы Китай вместо международного источника дефляции превратится в источник инфляции.