Экономического партнерства Москве уже недостаточно

Дмитрий Медведев высказался за превращение BRICS в политическую организацию. Лидеры четырех других стран отреагировали сдержанно. Странам BRICS трудно найти общие подходы, а Индия и Китай – соперники, напоминает эксперт
G.Crouch/ Bloomberg

Страны BRICS (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) должны перейти от обсуждения чисто экономических вопросов к выработке позиций по политическим, предложил вчера российский президент на четвертом саммите в Нью-Дели. «Нашей стратегической целью могла бы стать постепенная трансформация BRICS в полноформатный механизм взаимодействия по важнейшим вопросам мировой экономики и политики. Такая модернизация возможна на основе совместно подготовленной концепции», – заявил Медведев. Он выступил за принятие стратегии развития внешних связей форума, что поможет укоренить BRICS в системе международных отношений. Президент России предложил коллегам дать поручение министрам иностранных дел проработать соответствующие процедуры.

Налаживание взаимосвязей в формате BRIC (тогда еще без ЮАР) началось в 2006 г., но активизация этого формата началась при Медведеве: первая встреча на высшем уровне произошла в Екатеринбурге в 2009 г. C тех пор саммиты проходили ежегодно. После присоединения к альянсу в 2011 г. ЮАР партнеры начали вырабатывать общую политическую линию, хотя до этого BRICS развивалась как экономический форум. Вчера Медведев с удовлетворением отметил рост точек взаимодействия, в том числе координацию внешней политики. Недавно страны консолидированно выступили по Сирии: на голосовании в Совете Безопасности ООН Россия и Китай резолюцию заветировали, а Бразилия, Индия и ЮАР воздержались.

В итоговой декларации международной политике было посвящено 10 из 50 пунктов (об экономических договоренностях см. статью на стр. 03): в частности, призвали не применять силу для решения проблем на Ближнем Востоке.

Однако предложение о развитии политической кооперации большого энтузиазма не вызвало: лишь председатель КНР Ху Цзиньтао согласился с тем, что пятерка должна содействовать более тесному сотрудничеству по важным региональным и международным делам. Премьер Индии Манмохан Сингх ограничился признанием того, что геополитическое окружение оказывает влияние на процветание государств, а президенты Бразилии и ЮАР Дилма Руссефф и Джейкоб Зума сконцентрировались на вопросах экономики.

Слова Медведева прозвучали скорее как пожелание или прогноз на будущее, сейчас сложно представить, как столь разные страны смогут найти общие подходы – у них разные задачи, слишком различные регионы, а отношения соседей Китая и Индии можно назвать соперническими, отмечает старший научный сотрудник МГИМО Леонид Гусев, поэтому на первом месте развития объединения останется экономика, прогнозирует он. Индия жалуется на закрытость китайского рынка, у стран есть пограничные разногласия. Однако и в вопросах экономики нынешний саммит продемонстрировал трудности кооперации – пятерка не назвала имени единого кандидата от развивающихся стран на пост президента Всемирного банка, продолжает Гусев.