Поручение Медведева об ускорении приватизации почти забыто

Премьер-министр Владимир Путин не выполнит поручения президента Дмитрия Медведева об ускорении приватизации. Заниматься этим придется самому Медведеву, но уже в должности председателя правительства
M.SHIPENKOV/ EPA/ИТАР-ТАСС

Не приняты только два аргумента: ФСК беспокоится за источники финансирования инвестпрограммы (снижение доли государства с 79,1 до 75% плюс 1 акция принципы финансирования не меняет, парирует Минэкономразвития). А «Роснефть» боится срыва сроков модернизации НПЗ и дефицита нефтепродуктов на российском рынке, потому что ее кредитный рейтинг может снизиться и тогда подорожают займы (до 2006 г. рейтинги «Лукойла» были выше, чем у «Роснефти», разницы между частными и государственными компаниями здесь нет, указывают подчиненные Набиуллиной).

Вчера Путин должен был провести совещание, посвященное приватизации, рассказали «Ведомостям» несколько федеральных чиновников. Минэкономразвития отправило в Белый дом таблицу разногласий по крупнейшим компаниям ТЭКа – «Роснефти», «Транснефти», «Зарубежнефти», ФСК и «Русгидро». Сделано это «в целях подготовки совещания» у Путина, назначенного на 3 апреля (о чем говорится в письме директора департамента Минэкономразвития Алексея Уварова, копия которого есть у «Ведомостей», а подлинность подтвердил сотрудник аппарата правительства).

Но совещания не будет. Его нет в графике до 7 мая, когда состоится инаугурация президента Путина, сказал «Ведомостям» его пресс-секретарь Дмитрий Песков. «Формально совещания в графике премьера вообще не было», – уверяет он.

Все идет к тому, что расширение программы приватизации будет обсуждать уже новое правительство, считают два федеральных чиновника. Путин в отличие от Медведева настороженно относится к приватизации, поэтому, возможно, и не хочет принимать никакого решения, объясняет один из них.

Когда Путин станет президентом, у него появится возможность поручить правительству вовсе отказаться от расширения программы, например из-за неблагоприятной конъюнктуры, или заново оценить необходимость такого решения, что может затянуться на долгие годы, добавляет собеседник «Ведомостей». Правда, другой федеральный чиновник с ним не согласен: «Формально решение о расширении программы приватизации – это―компетенция премьера, так что Медведев сможет его принять самостоятельно».

Равнение на «Газпром»

То, что выполнение плана Медведева (см. врез) затягивается, стало понятно еще в конце 2011 г.: вице-премьер Игорь Сечин и министр экономразвития Эльвира Набиуллина начали спорить о том, в какие сроки должна проходить приватизация и в каких масштабах. Сечин указывал на «специфику» крупнейших компаний ТЭКа, на индивидуальные риски, Минэкономразвития не соглашалось.

В таблице разногласий (которая готовилась Минэкономразвития для несостоявшегося совещания в правительстве) собраны все аргументы против приватизации от Минэнерго и самих компаний, а также контраргументы подчиненных Набиуллиной. Теперь со всем этим придется разбираться Медведеву.

К примеру, Минэнерго и «Транснефть» возражают против продажи 3,1% акций компании, так как она является ключевым инфраструктурным активом для всей нефтегазовой отрасли, реализующим стратегические проекты. На что Минэкономразвития замечает, что это как раз «фактор высокой привлекательности для инвесторов».

Продажа любой доли обыкновенных акций «Транснефти» – это кардинальное изменение принципов корпоративного управления, де-факто право вето миноритариев по сделкам с заинтересованностью с Российской Федерацией (ведь государство по таким сделкам голосовать не сможет, только частные акционеры), отмечают Минэнерго и «Транснефть». Миноритарии получат право определять судьбу стратегических проектов, среди них могут оказаться «конкурирующие иностранные компании», при этом выгода государства от продажи 3,1% акций минимальна – до $100 млн.

Контраргумент Минэкономразвития: в России уже есть компании с разной структурой акционеров, которые реализуют стратегические проекты, например «Газпром». Что за сделки вызывают беспокойство Минэнерго и «Транснефти», также не ясно («несмотря на многочисленные запросы, не приведены конкретные примеры»). Риски блокирования сделок, конечно, существуют, признают подчиненные Набиуллиной, но «действующее законодательство позволяет обеспечить при продаже акций исключение потенциально недружественных акционеров» (правда, как это можно исключить, особенно при дальнейшей перепродаже приватизированных акций, не уточняется). Экономический эффект от приватизации действительно невысок, но ее цель – это как раз изменение модели корпоративного управления «Транснефти».

Похожий спор идет и по «Зарубежнефти»: нет миноритариев, нет и «существенных корпоративных сложностей принимать решения, выгодные для государства», отмечают компания и Минэнерго, кроме того, «Зарубежнефть» – компания специального назначения для реализации межправительственных соглашений в сфере нефтедобычи. На что Минэкономразвития опять же приводит пример «Газпрома». Кроме того, министерство указывает, что в российских законах нет понятия «компания специального назначения», а «Зарубежнефть» – это открытое акционерное общество.

Частично признается только один риск – иностранные партнеры могут разорвать или как минимум изменить договоры с «Зарубежнефтью» при смене ее акционеров (например, по блоку на Кубе это может стоить $5 млрд недополученной прибыли, указывает компания, а ведь к 2017 г. она рассчитывает увеличить свои запасы за счет этого блока до 400 млн т нефтяного эквивалента и подорожать до $10,9 млрд против $4,6 млрд в 2012 г.).

Впрочем, возможна альтернатива и для такого риска, указывает Минэкономразвития: если иностранным партнерам нужно российское государство, можно перевести межправительственные соглашения напрямую на Россию.

«Транснефть» боится, что владельцы облигаций предъявят их к досрочному погашению. «Частично поддерживается», – пишет Минэкономразвития, но речь идет о 40 млрд руб., а не о 78,5 млрд, как указывает монополия: срок погашения по двум выпускам наступает летом 2012 г., а по остальным ставка купона является среднерыночной, а значит, владельцы вряд ли станут их гасить.

Частично согласились

Меньше всего разногласий по «Роснефти», ФСК и «Русгидро»: Минэкономразвития согласно, что сейчас компании недооценены.

Стартовая цена пакета «Роснефти» не должна быть ниже цены народного IPO (главный аргумент из прежних возражений Сечина). «Этот фактор будет принят во внимание», – отмечается в документах Минэкономразвития. Если доля государства в «Роснефти» будет ниже 50% плюс 1 акция, компания лишится лицензий на шельфе – таковы российские законы. Подчиненные Набиуллиной это также признают: нужно рассмотреть вопрос об изменении законов (тем более что это не раз предлагал сделать «Лукойл»).

Нет возражений и по тому, что для ФСК до сих пор нет правил долгосрочного регулирования тарифов (с 2009 г. подход к электросетевым тарифам пересматривался 4 раза, что каждый раз приводило к снижению стоимости компании, отмечают ФСК и Минэнерго). Также признаются перспективы роста стоимости «Русгидро» (в 2012–2014 гг. компания планирует ввести свыше 10 ГВт новых мощностей).

Когда ФСК и «Роснефть» могут подорожать до необходимого уровня, из документов не ясно. А вот прогноз по «Русгидро» – 2015 год: к этому моменту она может подорожать до 800 млрд руб. за счет новых строек и уже анонсированных сделок с «Евросибэнерго» Олега Дерипаски и государственной «Интер РАО» (данные компании и Минэнерго). Вчерашняя капитализация – 316 млрд руб.

Вопрос о приватизации очень сложный, с ним нельзя спешить, есть разные мнения, отмечает Песков, добавляя, что все поручения президента Медведева правительство исполняет в срок.

Включив активы в программу приватизации, необязательно их немедленно продавать, констатирует замруководителя межведомственного аналитического центра Юрий Симачев. Но это было бы знаком, что государство готово развивать конкуренцию и улучшать инвестклимат, указывает он.