Медведев поддержал либерализацию статьи УК о мошенничестве

Дмитрий Медведев поддержал либерализацию самой опасной для бизнеса статьи УК – «мошенничество». Он не исключил и экономической амнистии, но ее скорее всего не будет
А.Махонин/ Ведомости

Статья «мошенничество» используется для манипуляций, ее надо менять, признал Дмитрий Медведев на заседании «открытого правительства», посвященном созданию благоприятного инвестклимата. За мошенничество ежегодно осуждают до 30 000 предпринимателей, привел статистику экс-депутат Госдумы, вице-президент «Деловой России» Андрей Назаров. Он же предложил и изменения уголовного законодательства: разделить статью 159 УК «мошенничество» на несколько специализированных статей, не назначать наказание, связанное с реальным лишением свободы, тем, кто совершил преступление впервые и возместил ущерб, и ввести запрет на возбуждение уголовного дела без заявления потерпевшего. Если разделение статьи УК на несколько новых не приведет к росту числа осужденных, то это «можно сделать», а возбуждение дела в отсутствие реального ущерба и заявления действительно странно, поддержал предложения президент. Эта статья наиболее часто используется для выдавливания конкурента из бизнеса и ее либерализация может стать серьезным заслоном для злоупотреблений, подтверждает участник заседания «открытого правительства», председатель некоммерческого партнерства «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева.

Назаров давно работает над поправками в уголовное законодательство: в Госдуме прошлого созыва он и его коллега из комитета по законодательству Владимир Груздев разработали поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, согласно которым уголовные дела по экономическим преступлениям могут возбуждаться только по заявлению потерпевшего и в случае, если был причинен материальный ущерб. Изначально планировалось, что они будут внесены во второй пакет президентских поправок в УК по либерализации уголовного законодательства, однако их отложили. Президент же предложил дать впервые совершившим нетяжкие экономические преступления возможность остаться на свободе, если они возместят причиненный ущерб в пятикратном размере, однако в перечне статей УК, за которые можно было таким образом «откупиться», статья 159 не была указана.

Заодно Назаров предложил президенту провести широкую амнистию отбывающих наказание за экономические преступления – это, по его словам, позволило бы вернуть в бизнес 13 000 предпринимателей. По его сведениям, 3500 человек до сих пор отбывают наказание по «либерализованным» статьям УК, их не освобождают под различными предлогами. Такая широкая амнистия – слишком сложное решение, считает председатель «Деловой России» Борис Титов, хотя и признает, что вступление в должность нового президента – самое благоприятное с политической точки зрения время для такого решения. Пока статья 159 не дифференцирована, широкая амнистия затронет и реально виновных людей, но положительный эффект от нее будет куда больше, считает он.

По словам Титова, он намерен обсудить эту тему на ближайшем заседании Общероссийского народного фронта с избранным президентом Владимиром Путиным.

Правда, на вчерашнем заседании «открытого правительства» нынешний президент напомнил, что объявление амнистии – это полномочия Госдумы. Скорее всего амнистии не будет, этот вопрос в Кремле не прорабатывался, говорит чиновник администрации президента. А по мнению одного из участников заседания, слова президента о дальнейшей либерализации УК и совершенствовании его правоприменения (президент, в частности, высказался за более активное использование домашнего ареста), по сути, и есть альтернатива амнистии.

Зато президент одобрил еще одно предложение – создать специальное подразделение прокуратуры и ввести пост прокурора по защите прав предпринимателей. Бывший зампрокурора Москвы, депутат Госдумы Юрий Синельщиков говорит, что не видит большой необходимости в появлении такой должности. В структуре общего надзора уже есть подразделения по надзору за соблюдением законодательства в сфере экономики, напоминает он, соответствующие отделы есть во всех крупных регионах. Есть развернутый приказ генпрокурора, который определяет основные направления работы по защите прав бизнесменов. Но если добавят штаты общему надзору, то это было бы неплохо, добавляет Синельщиков: людей там всегда не хватает.