Гражданские активисты проверили документы у полицейских


22 апреля активисты устроили полицейским «день проверки документов»: смотрели, есть ли у них нагрудные знаки, а при их отсутствии составляли жалобы в прокуратуру

- Здравствуйте, - обращается к семерым полицейским возле Курского вокзала студентка Высшей школы экономики Юля Архипова. - Мы ведем мониторинг исполнения закона «О полиции», хотим узнать, почему только у одного из вас на груди жетон с персональным номером, да и тот — старого образца.

- А мы вас уже ждем! - отвечает ей старшина с жетоном на груди. - Телефонограмму получили, что придет проверка. У меня старый жетон, потому что новых нам еще не выдали. А остальные тут – офицеры, им жетоны не положены.

- По закону у всех полицейских, несущих службу в общественных местах, должны быть нагрудные знаки, - настаивает Юля.

Старшина объясняет, что офицеры обычно не дежурят на вокзалах, просто сегодня футбол, вот и усилили меры безопасности. Сами офицеры безразлично молчат, выстроившись в шеренгу.

- Тогда вы можете представиться и предъявить нам документы, - предлагаю я офицерам. Они безропотно лезут в нагрудные карманы, а Юля переписывает их имена и должности для составления жалобы в прокуратуру.

С этой встречи во втором часу дня началось дежурство нашей группы в рамках «дня проверки документов» 22 апреля. В это воскресенье десятки активистов в Москве, Екатеринбурге, Мурманске и других городах проверяли, можно ли опознать полицейского на улице: есть ли у него нагрудный знак, представляется ли он и предъявляет ли документы. «Анонимность полицейского, - объясняет один из организаторов акции, замдиректора центра «Transparency International – Россия» Иван Ниненко, - одна из главных причин низовой коррупции и произвола. Когда на полицейского нельзя пожаловаться, ему гораздо проще вымогать деньги у граждан и бить задержанных, не опасаясь последствий».

Закон «О полиции» вступил в силу еще в марте 2011 г., но до последнего времени у полицейских не было нагрудных знаков и привычки представляться. Исправить ситуацию, взяв на себя контроль за соблюдением закона, Ниненко с товарищами решили сами, призвав в соцсетях желающих присоединиться. А параллельно известили о предстоящем мероприятии ГУВД Москвы и других городов, где активисты вызвались вести проверку.

Полиция отнеслась к подготовке серьезно: во время пробного мониторинга в Москве 11 апреля у многих полицейских в метро уже были золотистые овальные жетоны. «Как раз в этот день им начали выдавать нагрудные знаки, - рассказывает Ниненко. - А полицейские знали, что мы их будем проверять».

22 апреля, когда на московские улицы вышло около десятка групп проверяющих, встретить полицейского без жетона оказалось и вовсе сложно. Мы — журналист, студентка и рабочий шарикоподшипникового завода — увидели пару девушек в погонах без жетонов на станции метро «Красные Ворота». «Да вот же он, под бронежилетом», - немного отодвинув снаряжение левой ладонью, показала нам одна из них блестящий овал на своей форме. Еще одного старшину без нагрудного знака мы заметили на Никольской улице. «На куртке остался, которую снял», - пояснил он, потрясая перед нами пакетом с мороженым: мол, отлучился с рабочего места за едой.

У этого старшины, правда, как и у полицейских на вокзалах, жетон оказался старого образца. «Но и по нему нас найти не сложно, - сообщил нам прапорщик с Курского. - Бывает, сделаю замечание пьяному, а он номер запомнит и жалобы потом пишет на меня».

Через три часа проверок наша группа отправилась в штаб мероприятия, который обосновался в НИУ ВШЭ. Там вовсю звонили телефоны: люди сообщали, что происходит в других городах.

- У всех полицейских Йошкар-Олы сегодня появились бейджики с именами? - переспрашивает в трубку активистка Женя Венгерова.

- Утром полицейские получили инструкцию никому не предъявлять документы? - уточняет юрист Соня, отвечая на звонок из Волгодонска. - Им сказали, что закон «О полиции» отменяет устав патрульно-постовой службы? Но мы с вами знаем, что это не так.

А Женя уже слушает жалобы белгородцев, от которых попрятались полицейские: за два часа три группы обошли полгорода, но встретили только восемь постовых.

Ближе к шести мы идем на Главпочтамт, откуда собрались отправлять открытки с жалобами в прокуратуру. Там нас ждет еще одна группа активистов, которые встретили много полицейских без жетонов возле храма Христа Спасителя. Восемь из них даже не представились. При этом жетоны у некоторых из них были: один полицейский, например, вынул свой из портмоне, объяснив, что с груди-то и сорвать могут, а ему потом отчитываться.

Наклеивая марки на открытки с жалобами — их за день проверки в Москве набралось около 20 (в некоторых перечислено сразу несколько полицейских), Иван Ниненко радуется: «Когда мы задумали проверку документов, были уверены, что придется писать сотни жалоб — полицейских с жетонами на улицах почти не было. Я очень рад, что ГУВД Москвы услышало нас, акция оказалась эффективной».