Тандем остается надолго

Уходящий в премьеры президент Медведев в интервью представителям СМИ рассказал о многом, но умолчал о том, чем именно займется в предстоящие годы
В.Родионов/ РИА Новости

Интервью уходящего президента России Дмитрия Медведева с представителями пяти российских телеканалов в четверг продолжалось почти два часа. За это время раскованный Медведев успел ответить на не слишком острые вопросы о политике и обществе, немного коснулся экономики, но почти ничего не сказал о том, что конкретно намерен делать на посту премьера. Во всяком случае, конфигурация «тандема» во власти сохранится, намекнул президент.

Медведев начал свое выступление со свободы и закончил рассуждениями о ней же. По его мнению, за срок президентства «мы действительно продвинулись в плане развития гражданских свобод», и это главный итог четырех лет. В конце выступления, вспомнив свою фразу о том, что «свобода лучше несвободы», он заявил: «Это счастье – жить в свободной стране».

Цель премьерства, сказал он, - выполнить (или постараться исполнить) – все обещания. Уровень бедности, и это прежде всего, нужно максимально снизить, а безработицу вывести ниже 5%. В экономике – существенно улучшить инвестклимат и защитить право собственности. Медведев признал, что за четыре года его президентства экспорт России остался углеводородным на 70%, но обещал продолжить программу диверсификации и модернизации экономики – это задача нового правительства.

В основном представители телеканалов спрашивали президента о политике. Медведев подтвердил свою позицию по амнистии экс-руководителя ЮКОСа Михаила Ходорковского («без обращения [с просьбой о помиловании] не может быть рассмотрения»), по результатам парламентских и президентских выборов («в масштабах страны никакие существенные фальсификации невозможны») и по реформе МВД и судебной системы (об их успехе говорить еще слишком рано). Единый госэкзамен (ЕГЭ) останется «магистральным путем», хотя может быть дополнен испытаниями, а расходы на армию – неизменными с целью выйти через шесть лет на 85% контрактников.

Будущий премьер намекнул, что конфигурация «тандема» во власти в будущем сохранится, хотя ему и не нравится этот термин. "В этом [тандеме] ничего особенного нет. Мы определенные перспективы назвали, – сказал президент. - К тому же вам необходимо расслабиться. Это все надолго". Сентябрьская рокировка в тандеме также была правильной и достигла поставленных целей. "Те решения, которые были озвучены в сентябре [выдвижение в президенты Владимира Путина], подтверждены политической практикой, а она, как известно, критерий истины. Мы это придумали не ради того, чтобы согреться, а чтобы получить конкретный политический результат. И мы его получили", - заявил Медведев в интервью российским телеканалам.

Медведев сказал, что при наличии предложения возглавит «Единую Россию», которую он видит «сильной центристской консервативной силой», и вступит в партию, поскольку «любой руководитель партии должен быть с ней». «Муниципальный фильтр» в новом законе о прямых выборах губернаторов Медведев считает разумным и соответствующим мировой практике (особенно французской): «Нет ничего плохого в том, чтобы подтвердить свой авторитет, получив от 5 до 10% голосов муниципальных депутатов». Президентский же фильтр не существует и вовсе, сказал уходящий президент: будущий президент может не пользоваться правом консультации по кандидатуре губернатора. «Я не знаю. Вполне вероятно, что не будет», - подчеркнул он.

Один из самых заметных символов своего правления – отмену перевода стрелок – Медведев согласился вверить волеизъявлению народа, проведя электронное голосование в регионах. На федеральном уровне результаты голосования будет учитывать все тот же Центризбирком во главе с Владимиром Чуровым, заметил президент. "Если большинство людей будет выступать за то, чтобы эту систему снова поменять [модель перевода часов на зимнее и летнее время], - это можно сделать. Здесь нет никаких амбиций. Потому что я вижу плюсы и в том решении, и в другом", - добавил Медведев.

Прощаясь с представителями СМИ, Медведев пообещал продолжить общение в формате интервью и в будущем.