Медведев отправил на курсы по борьбе с коррупцией тысячу чиновников-кадровиков

Уходящий президент отправил на курсы по борьбе с коррупцией тысячу кадровиков федеральных министерств и ведомств

Перед уходом из Кремля Дмитрий Медведев распорядился отправить в этом году 1000 сотрудников кадровых подразделений федеральных ведомств на курсы по борьбе с коррупцией. Согласно одному из последних распоряжений бывшего президента (документ опубликован на официальном сайте Кремля), контракт на обучение чиновников по 36-часовой программе «Функции подразделений кадровых служб федеральных госорганов по профилактике коррупционных правонарушений» получила Российская академия народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС). К концу года правительство должно будет представить в президиум Совета при президенте доклад по итогам учебной работы и предложения по ее совершенствованию.

Курсы для борцов с коррупцией в РАНХиГС читают уже два года, рассказал «Ведомостям» директор центра «Высшая школа управления» РАНХиГС Михаил Мизулин, за это время получить соответствующую подготовку успели 1500 человек, а некоторые выпускники даже вернулись в академию в качестве преподавателей. Для слушателей антикоррупционного курса в РАНХиГС была разработана специальная учебная программа, которая прошла согласование в управлении госслужбы и кадров Кремля (в частности, там настояли, чтобы слушателям давались конкретные навыки по проверке деклараций).

Учебный план включает 10 часов лекций и 26 часов практических занятий. В числе преподавателей – сотрудники Контрольного управления президента, Генпрокуратуры и Минюста. В ходе тренингов кадровики оттачивают навыки работы с документами, умение взаимодействовать с полицией: сообщение о попытках склонить чиновника к коррупции должно передаваться в оперативную разработку МВД. Но основной упор делается не на репрессивные мероприятия, а на профилактику проявлений коррупции, подчеркивает Мизулин. «Мы начали задумываться о привлечении к процессу и бизнес-структур, ведь профилактика коррупции – это еще и грамотное управление финансовыми потоками», – отмечает директор.

Пока антикоррупционный эффект работы кадровых подразделений не слишком заметен, констатирует директор фонда «Институт модернизации государственного и муниципального управления» Владимир Южаков. Во-первых, потому, что не существует системы мониторинга, которая позволила бы оценить масштаб предпринимаемых усилий. Во-вторых, потому, что по закону функционал таких служб предельно ограничен: фактически все, что могут кадровики, – это отправить запрос в правоохранительные органы, а потом подшить ответ к делу. В реальности же декларации чиновников так и пылятся в шкафах. «Учеба нужна, но нужно еще, чтобы было чему учить», – резюмирует эксперт.