Единороссы не хотят самовыдвиженцев на выборах мэра Москвы

"Единая Россия" внесла в Мосгордуму законопроект, позволяющий гарантировано выдвинуться только своему кандидату и коммунисту
С.Николаев/ Ведомости

Фракция "Единой России" в Мосгордуме внесла на рассмотрение столичного парламента законопроект, определяющий порядок прямых выборов мэра, и соответствующие поправки к городскому уставу. Согласно им, кандидата на пост мэра Москвы сможет выдвинуть только зарегистрированная политическая партия. При этом такое выдвижение должны будут поддержать не менее 10% депутатов представительных органов местного самоуправления, представляющих не менее трех четвертей муниципальных образований.

Таким образом, если предложенный документ обретет силу закона, в выборах мэра Москвы не смогут принять участие самовыдвиженцы. "Сегодня, в условиях демократии и работы различных политических партий, трудно представить себе кандидата на должность главы региона, который не опирался бы на партийную поддержку", - объяснил "Ведомостям" этот факт руководитель фракции "Единая Россия" Александр Метельский. Максимально высокие требования к поддержке кандидатов муниципальными депутатами (10%) установлены по той же причине - "это должно расставить все точки над "и" в вопросе о влиянии и поддержке позиций кандидата". По его словам, законопроект планируют обсудить в первом чтении 20 мая или 6 июня.

Если действующий мэр Москвы Сергей Собянин отработает весь отведенный ему президентом срок, выборы столичного градоначальника состоятся осенью 2015 г. Сейчас в городской думе представлены только две партии - «Единая Россия» и КПРФ, причем первая имеет 32 места из 35. В Москве, по данным партий, из 1560 муниципальных депутатов 60% — единороссы и их сторонники (у КПРФ — 13,7%, у эсеров — 8%, у «Яблока» — 2,8%). Если все провластные муниципалы распишутся за своего при планке в 10%, даже теоретически у единоросса будет не более четырех соперников. Во многих регионах подписи будут отданы только за кандидата от партии власти и одного-двух технических соперников, на которых укажет власть, предсказывает политолог Александр Кынев, задача для оппозиции еще более усложнится, если выборы будут проходить в сентябре, а сбор подписей — в разгар лета.

КПРФ имеет представителей почти во всех муниципальных собрания Москвы, что позволяет ей обеспечить выдвижение своего кандидата, но такой механизм фактически отсекает от участия в выборах представителей других партий, говорит лидер фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков. В очередной раз закон не исполняет того политического заявления о либерализации, которое было сделано президентом Дмитрием Медведевым, считает он. В реальности вводится система фильтров, начиная с муниципального и заканчивая партийным: далеко не каждый член гражданского общества сможет выдвинуться по такой процедуре, фактически вместо заявленной свободы мы получаем директивное назначение, пусть и через избирательную урну. КПРФ, по словам Клычкова, будет добиваться отмены фильтра и голосовать против законопроекта в его нынешнем виде.

2 мая тогдашний президент Дмитрий Медведев подписал окончательную версию закона о возвращении губернаторских выборов, установив основные положения, регламентирующие выборы глав регионов. На усмотрение регионов оставлены детали, но весьма существенные. Так, например, кандидаты от политических партий и самовыдвиженцы должны набрать от 5 до 10% голосов муниципальных депутатов или избранных глав муниципальных образований, находящихся на территории субъекта. При этом кандидат должен быть поддержан не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов региона. Подпись должна быть нотариально заверена. Поддержать можно только одного кандидата. Но вот определить, какое конкретно количество подписей необходимо для самовыдвижения, должны сами регионы.

На прошлой неделе Центральная избирательная комиссия (ЦИК) разослала в регионы текст модельного закона субъекта федерации о выборах высшего должностного лица. Предполагается, что на основе этого документа в регионах смогут быстро принять собственные законы о выборах губернатора, особенно это актуально для областей, где выборы должны пройти уже осенью этого года, - таких, как Новгородская, Брянская, Белгородская или Амурская области.

При этом модельный законопроект ЦИК о выборах губернаторов практически обошел вниманием процедуру самовыдвижения - на ее проработку просто не хватило времени, на самом деле это должен быть отдельный закон, говорил "Ведомостям" секретарь ЦИКа Николай Конкин. Но согласно федеральному закону, обязательным является только выдвижение кандидатов от партий. Возможность самовыдвижения оставлена на усмотрение регионов, поэтому ничто не мешает им включить ее в собственные законы о выборах губернаторов.

Сам по себе федеральный закон о выборах губернаторов чудовищный, это схема настолько громоздкая и неудобная для исполнения, что губернаторам будет трудно зарегистрировать даже технических кандидатов, предупреждает Кынев. «А по тем данным из регионов, которыми я располагаю, на местах закон будет реализован в худшем из возможных вариантов, - уверен эксперт. - Без самовыдвиженцев и с 10% подписей чиновники на местах увидят только то, что им выгодно". Источник "Ведомостей" в ЦИК подтверждает: по предварительным данным, многие регионы намерены установить максимально возможную или близкую к ней планку муниципального барьера.