В совет по правам человека рекомендованы оппозиционеры

Начать диалог с оппозицией президент Владимир Путин сможет прямо в Кремле: в новый состав Совета по правам человека приглашены уличные борцы за честные выборы
Д.Абрамов/ Ведомости

Вчера на Петербургском экономическом форуме президент Путин предложил диалог всем политическими силам, чтобы найти единый и приемлемый для подавляющего большинства граждан ответ на вопрос о национальной модели демократии и развития. Среди тех, с кем президенту, возможно, придется вести диалог, активисты гражданской оппозиции из числа соучредителей Лиги избирателей: они выдвинуты кандидатами в члены президентского Совета по правам человека. Они могут сменить тех, кто покинул совет после парламентских выборов и инаугурации Владимира Путина (см. врез). Список из 51 кандидата (есть у «Ведомостей») был сформирован председателем совета, советником президента Михаилом Федотовым по предложениям членов совета, в том числе тех, кто его покинул.

В Кремле о согласованиях по совету ничего не знают – по положению о совете он сам предоставляет президенту готовый список членов, говорит чиновник администрации. В администрации президента хотели бы, чтобы процесс формирования совета проходил не кулуарно, как сейчас, а с привлечением большего числа общественных организаций и институтов.

В новый состав совета номинированы писатель Григорий Чхартишвили (направление защиты гласности), координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов (направление законодательства НКО), врач Елизавета Глинка (направление прав инвалидов), тележурналист Леонид Парфенов и публицист Юрий Сапрыкин (направление прав журналистов). Шкуматов, Парфенов, Глинка и Сапрыкин сообщили «Ведомостям», что ничего не знают о своем выдвижении в совет. Если предложение поступит, Глинка намерена изучить деятельность совета, прежде чем принимать решение, Шкуматов также признался, что мало осведомлен о работе совета. Сапрыкин сказал, что не видит реальных результатов работы совета и скорее откажется от предложения. Связаться с Чхартишвили вчера не удалось. Включенная в список кандидатов журналистка Ольга Романова отказалась от предложения.

Соучредителями Лиги избирателей также считаются музыканты Юрий Шевчук и Георгий Васильев, писатели Дмитрий Быков и Людмила Улицкая, публицист Сергей Пархоменко, телеведущая Татьяна Лазарева, блогеры Рустем Адагамов и Илья Варламов. Этих людей в списке нет. Идея создания лиги появилась у ее учредителей на декабрьских митингах против фальсификаций на парламентских выборах в декабре 2011 г., активисты лиги участвовали в организации наблюдения на президентских выборах.

На основании копий протоколов, собранных в проекте лиги «Сводный протокол», представители лиги заявили о масштабных фальсификациях на выборах, которые выиграл Путин.

В совет номинированы и другие последовательные критики власти: руководитель Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев, адвокат Павел Чиков, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, руководитель центра «Сова» Александр Верховский, журналист Григорий Шведов, судья в отставке Сергей Пашин, блогер Леонид Волков.

Попадание всех их в список не случайно – это попытка протянуть руку Болотной, начать диалог, объясняет человек, близкий к Федотову.

При составлении списка кандидатов, по словам члена совета, ограничений было несколько: они не должны быть, во-первых, вовлечены в партстроительство, во-вторых, состоять на госслужбе или быть депутатами. После индивидуальных консультаций с членами совета список был сокращен вдвое, теперь Федотов лично обсудит с кандидатами их желание войти в совет, консультации уже начались, но еще не все кандидаты в члены совета оповещены, рассказал «Ведомостям» один из членов совета. Затем Федотов сформирует итоговый список и в ближайшие полторы недели представит его Путину – состав совета утверждается указом президента.

В 2009 г., после утверждения нынешнего состава, Дмитрий Медведев встречался с советом два раза, в 2010 г. – один, в 2011 г. и 2012 г. – по два раза. Подготовленные для Медведева по инициативе совета экспертизы дела Сергея Магнитского и второго дела Михаила Ходорковского и Платона Лебедева не сыграли существенной роли в исходе судебных разбирательств.

У оппозиции и Путина разные системы ценностей, они говорят на разных языках и оттого им будет сложно не то что вести диалог, а просто разговаривать друг с другом, рассуждает политолог Алексей Макаркин. Стоит ли соглашаться на предложение власти, каждому кандидату придется решать самостоятельно: с одной стороны, работа в совете помогает решать конкретные задачи и потому в совете продолжают работать многие уважаемые эксперты и правозащитники, с другой – к мнению совета редко прислушиваются, заключает Макаркин.

Такой феномен, как внесистемная оппозиция, должен перестать существовать, считает член высшего совета «Единой России» Дмитрий Орлов, вся оппозиция должна стать системной. Ее необходимо включить в диалог и публичную политику на всех возможных уровнях: в парламентах, на круглых столах, таких форумах, как Петербургский экономический, – естественно, за исключением тех, кто не хочет действовать по закону. Но это не будет круглый стол по примеру польского в конце 1980-х гг., продолжает Орлов: тогда речь шла о передаче власти, здесь же речь может идти только о реформировании системы.

В качестве посредника власти и оппозиции могло бы выступить «открытое правительство», заявил на Петербургском форуме первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Сейчас уличная оппозиция ведет диалог со следователями Следственного комитета России (СКР) на допросах и при обысках, в таких условиях диалог с членами «открытого правительства» невозможен и абсурден, откликнулся на предложение Шувалова координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов. В квартире Удальцова накануне второго «Марша миллионов» 12 июня прошел обыск, а сам он был допрошен в СКР как свидетель по делу о беспорядках на первом «Марше миллионов» 6 мая.