Законопроект о ГЧП снимает основные риски для инвесторов в регионах

Минэкономразвития наконец определило, что следует понимать под государственно-частным партнерством (ГЧП), чтобы регионы не боялись в нем участвовать
А.Махонин/ Ведомости

Минэкономразвития опубликовало на своем сайте проект закона о ГЧП. Сейчас единого определения нет, объясняет директор департамента министерства Сергей Беляков, законы о ГЧП приняты в 60 регионах, но их законодательство может противоречить федеральному. Из-за этого проект, основанный на местном законодательстве, может быть переквалифицирован в концессионный, объясняет партнер Ernst & Young Дмитрий Бабинер, это значит, что объект не может быть передан в собственность частнику, стать залогом по кредиту, а конкурсная процедура должна соответствовать нормам закона о концессиях или о госзакупках.

В Перми был объявлен конкурс на привлечение консультанта для проекта ГЧП по строительству обходной дороги, но антимонопольная служба отменила конкурс, поскольку нет определения ГЧП, приводит пример Бабинер, пришлось изменить условия конкурса, уточнив, что проект будет реализован на основе концессионного соглашения (см. врез).

Согласно проекту Минэкономразвития ГЧП – это взаимодействие государства и частника, в котором государство может «в большем объеме и более качественно выполнить возложенные на него действующим законодательством обязанности», а частный партнер обеспечивает финансирование и опыт. Партнером со стороны государства могут, например, выступить регионы, госкомпании, госкорпорации, со стороны частника – любая компания, отобранная на конкурсе.

Порядок проведения конкурса определит публичный партнер, законопроект лишь устанавливает общие принципы процедур. Объектом может стать любое имущество: например, инфраструктура, транспорт, объекты ЖКХ и электроэнергетики, больницы, туристические и даже оборонные объекты. Государство и частник могут договориться об их строительстве, ремонте или совместной эксплуатации.

Хотя законопроект снимает основные риски для ГЧП в регионах, сам по себе он вряд ли приведет к резкому увеличению числа проектов, осторожен Бабинер, важно, чтобы к партнерству с частником были готовы местные власти.

Пока ни бизнес, ни чиновники не видят внятной госполитики в области ГЧП, показал опрос, проведенный EY. «Государству необходимо определить приоритеты», – заметил один из инвесторов, отвечая на вопросы EY. Действия властей не скоординированы, нужен единый орган, ответственный за политику в области ГЧП, указал сотрудник института развития. Необходима не только настройка законодательства, но и повышение квалификации чиновников, подготовка регионов, разработка типовых проектов, признал один из опрошенных чиновников.

Главная причина использования ГЧП во всем мире – недофинансированность инфраструктуры, отмечает партнер PwC Чарльз Ллойд, тем более что в условиях кризиса правительства не могут брать на себя новые долги. Привлечение частного партнера наиболее актуально для развивающихся экономик, указывает IFC. Например, с 1990 по 2007 г. количество жителей, которых снабжают водой частники, выросло с 24 млн до 160 млн. 58% проектов и 23% всех инвестиций (309 проектов на $8,2 млрд) приходится на Китай, в основном это водоочистительные станции. В России чиновники боятся доверить воду частнику, рассказывает сотрудник компании, участвующей в коммунальных ГЧП-проектах, а непредсказуемо регулируемые тарифы не позволяют построить финансовую модель.

Пора разрешить частную инфраструктуру, строить объекты на деньги инвесторов, рекомендовал на Петербургском экономическом форуме бывший министр финансов Алексей Кудрин, иначе ресурсы придется искать внутри бюджета, а он уже балансируется при $115 за баррель нефти.