Письмо в защиту Pussy Riot набрало больше 23 000 подписей

Ivan Sekretarev/ AP

За двое суток под обращением деятелей культуры в Мосгорсуд и Верховный суд с просьбой освободить трех подозреваемых участниц "панк-молебна" набралось около 23 000 человек. Обращение было опубликовано на сайте "Эха Москвы" 27 июня. Первоначально под текстом подписались 103 деятеля культуры и искусства, среди которых люди самых разных политических взглядов, от Лии Ахеджаковой до Федора Бондарчука. Затем к ним присоединились еще пять десятков известных людей. На момент написания этого текста в начале девятого утра под письмом было 22 879 подписей. К 11.00 их количество составляло 23 214.

Подписанты просят Мосгорсуд и Верховный суд освободить из-под ареста Надежду Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич, прекратить их дело или переквалифицировать его из уголовного в административное. Они полагают, что "уголовное дело против Pussy Riot компрометирует российскую судебную систему и подрывает доверие к институтам власти в целом". "Россия - светское государство, и никакие антиклерикальные действия, если они не подпадают под статьи УК, не могут быть причиной уголовного преследования; мы полагаем, что уголовное дело против Pussy Riot компрометирует российскую судебную систему и подрывает доверие к институтам власти в целом", - говорится в обращении. "Мы не видим законных оснований и практического смысла дальнейшей изоляции от общества этих молодых женщин, не представляющих никакой реальной опасности. Тем более что две из них — молодые мамы", - продолжают авторы.

Среди творческой интеллигенции нет единого мнения по ситуации. К примеру, актриса, режиссер и сценарист Рената Литвинова 28 июня заявила, что она против подобных открытых писем. По ее мнению, когда художника втягивают в такого рода деятельность, это насилие над ним. Художнику лучше отвечать за самого себя, приводит ее мнение "Интерфакс". "По крайней мере, мне не хочется отвечать ни за кого, кроме себя", - заявила Литвинова.

Режиссер Никита Михалков сказал "РИА Новости", что ему подписать письмо не предлагали, да он и не подписал бы. Он считает, что участниц "панк-молебна" следует обязать сделать то же самое в синагоге и мечети. "А потом надо помочь им спрятаться за стенами Храма Христа Спасителя, где они бы молили не о том, чтобы Путин ушел или остался, а лишь о том, чтобы их не тронули", - предложил Михалков. Также он высказал уверенность, что мнение 103 деятелей культуры не совпадает с мнением большинства народа, что докажет сбор подписей под обратным призывом.

В судах на обращение отреагировали в первый же день. В пресс-службе Мосгорсуда сообщили, что вопрос о прекращении уголовного дела находится в ведении следствия, а в Верховном суде назвали обращение попыткой оказать давление на инстанцию, которой, возможно, придется принимать решение по этому делу.

РПЦ, к которой периодически обращаются с призывом посодействовать в освобождении задержанных, вмешиваться в дело Pussy Riot не собирается. "Люди, обратившиеся к патриарху, просят, чтобы патриарх вмешался в судебный процесс, причем сами задержанные ни о чем патриарха не просили", - заявил глава патриаршей пресс-службы диакон Александр Волков. По его словам, после этой "чудовищной, кощунственной акции не идет речи о том, чтобы Церковь каким-то образом влияла на следственные органы". Он заверил, что патриарх Кирилл выскажет свое мнение об акции после того, как суд вынесет решение, а до того вмешиваться в ситуацию не будет - и без этого Церковь достаточно часто обвиняют в том, что она сращивается с государством.

21 февраля 2012 г. участницы панк-группы Pussy Riot, закрыв лица масками, устроили в храме Христа Спасителя в Москве "панк-молебен". Акция вызвала большой общественный резонанс. Полиция возбудила уголовное дело по ст. 213 УК (хулиганство). Были арестованы три участницы группы — Надежда Толоконникова, Екатерина Самуцевич и Мария Алехина. 19 апреля Таганский суд Москвы оставил всех трех участниц группы под арестом до 24 июня. 20 июня Таганский суд продлил арест участниц группы Pussy Riot до 24 июля.