У министров и руководителей федеральных ведомств появятся персональные KPI

У министров и руководителей федеральных ведомств появятся персональные оценки эффективности – как у менеджеров в бизнесе. Руководителям таможенной и налоговой служб придется поискать баланс между снижением нагрузки на бизнес и выполнением бюджетного плана
В.Баранов

На форуме «Иннопром» немецкий бизнесмен пожаловался премьеру Дмитрию Медведеву на сложность прохождения российской таможни. Медведев поделился проблемой: «Когда я разговариваю с руководителем нашей таможенной службы [Андреем Бельяниновым], он мне задает вопрос, на который не так просто отвечать, он говорит: вы сами определитесь, чего вы от нас хотите, чтобы мы просто контролировали порядок ввоза и вывоза товаров, чтобы законы соблюдались – это одна цель, или вы хотите, чтобы мы зарабатывали для государства большие деньги – это другая цель, и мы [сейчас] этим занимаемся». Важна и открытая дорога для бизнеса, и фискальная задача, но нужно решить, в какой пропорции, констатировал Медведев.

Медведев уже поручал Минэкономразвития разработать оценки эффективности деятельности (KPI) руководителей федеральных органов исполнительной власти в части улучшения условий ведения бизнеса. «Ведомости» ознакомились с проектом предложений министерства, имеющим вид постановления правительства (официально не внесено). KPI вводятся и для руководителей двух основных доноров (98% в 2011 г.) бюджета – федеральных таможенной (ФТС) и налоговой (ФНС) служб.

Для Бельянинова предложено шеcть KPI (см. врез; исчерпывающий список KPI – на www.vedomosti.ru). Предельное количество документов для экспорта должно снизиться с восьми в 2012 г. до четырех в 2018 г., время на помещение товаров под процедуру экспорта – с 72 часов до 2; документов для импорта – с 10 до 4, а время – с 96 часов до 2. К 2018 г. таможня должна принимать почти все документы (99%, сейчас – 40%) в электронном виде. Доля бизнеса, положительно оценивающего работу таможни, должна за пять лет вырасти с 30 до 70%.

Руководителю ФНС Михаилу Мишустину предложено также шесть KPI, но лишь три из них связано с налогами. Первый – снизить предельное время на уплату налогов малым и средним бизнесом с 250 до 88 часов в год. Показатель рассчитывается для промышленной или торговой компании на обычном налоговом режиме со штатом в 60 человек. Предстоит также добиться роста доли выигранных в судах дел: по суммам – с 64,5 до 80%, по признанным действительными решениям налоговых органов – с 37,2 до 52%. Ответственность за повышение удовлетворенности бизнеса работой налоговиков с тех же 30 до 70% возложена на Минфин. Еще три показателя привязаны к регистрации компаний: предельному числу процедур для регистрации ООО (с 9 до 3), сроку регистрации ООО (с 30 дней до 5) и доле регистраций с использованием интернета (менее чем с 5 до 90%).

Попытки создать KPI для госорганов уже были в середине 2000-х гг., напоминает чиновник правительства, но идея провалилась: Минфин, например, отвечал за инфляцию, за величину долга. Показатели были условными, на практике их было достигать не обязательно, считает он: «Все понимали, что инфляция – результат всей экономической политики правительства и ЦБ, а не отдельного Минфина». Теперь задача – выработать конкретные показатели, полагает он.

Пока возможности снизить общую налоговую и таможенную нагрузку нет, так что нужно обратиться к улучшению администрирования, замечает замдиректора департамента Минэкономразвития Татьяна Илюшникова, поэтому упор и сделан на такие показатели, кроме того, они соответствуют методике рейтинга Doing Business.

Президент Владимир Путин поручил к 2020 г. подняться в списке Doing Business на 100 ступеней. У ФНС есть внутренние показатели для сотрудников, к ним привязано премирование, но нет KPI, позволяющих оценить работу извне, замечает Илюшникова.

Органы власти нельзя оценивать по той же схеме, что и корпоративные структуры: они действуют в сфере общественных отношений и несут политическую ответственность, считает руководитель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин: «Главным измерителем для органов власти должна быть общественная оценка, выборы – лучший индикатор».

Федеральный чиновник сомневается, что выполнение KPI зачтут как оправдание недонаполнению бюджета.

За срыв KPI в проекте постановления правительства санкции не установлены. Санкции – прерогатива руководителей государства, говорит пресс-секретарь президента Дмитрий Песков: существует Трудовой кодекс и ответственность за неисполнение трудовых обязанностей, там есть все необходимые меры.

Решение о санкциях за недостижение целевых показателей должно исходить из здравого смысла, считает пресс-секретарь правительства Наталья Тимакова, жесткие решения должны приниматься только при отсутствии объективных причин, которые могли повлиять на то, что цели достигнуты не были.

Если есть показатели эффективности, то должны быть и меры дисциплинарного воздействия за их недостижение, считает директор АСИ по направлению «новый бизнес» Артем Аветисян, но нужно думать не только о наказании, но и о поощрении.

«Нас эти KPI не пугают», – утверждает представитель ФНС: уже сейчас у среднего предприятия уходит на отчетность 150–180 часов, а не 250, об этом свидетельствуют и исследования «Деловой России» и «Опоры». Исследование «Опоры» показывает удовлетворенность работой службы в 70%, продолжает он, по выигрышам в судах за 2011 г. достигнут значительный прогресс, по суммам – на 20% до 64,5%. Представитель ФТС отказался комментировать, совместимы ли KPI с задачами по сбору платежей в бюджет: ФТС направила предложения в Минэкономразвития.

Вице-президент «Опоры» Владислав Корочкин говорит, что в последние несколько лет с проверками к малому бизнесу приходят значительно реже и настроение у проверяющих иное. Плохо только, что ФНС предпочитает судиться по возврату переплаченных налогов, хотя решение каждый раз все равно не в ее пользу, отмечает Антон Данилов-Данильян из «Деловой России».

С таможней дела обстоят намного хуже, говорят Корочкин и Данилов-Данильян. Процедур, нюансов и неопределенности намного больше, перечисляет Корочкин. Самое страшное – ввоз инновационного оборудования, которое вносится в уставный капитал, а значит, освобождается от уплаты НДС и пошлины, сетует Данилов-Данильян.

Выполнение показателей по судам может заставить ФНС пересмотреть политику налоговых проверок, полагает сотрудник налоговых органов: сейчас много сил тратится на незначительные проверки, доначисления носят сомнительный характер. Чтобы увеличить выигрыш дел до 80%, нужно концентрироваться на крупных и явно уклоняющихся налогоплательщиках, констатирует он.