Правозащитные НКО ищут новые источники финансирования

Правозащитные НКО, работавшие на иностранные гранты, не собираются регистрироваться как «агенты» и обсуждают, где найти новые источники финансирования

В последний день сессии Госдума приняла во втором и третьем чтении законопроект об «иностранных агентах» – НКО, получающих финансирование из иностранных источников и занимающихся политической деятельностью. Они будут обязаны зарегистрироваться в отдельном реестре, чаще предоставлять более сложную отчетность и маркировать словом «агент» всю выпускаемую печатную продукцию. Это не коснется НКО, занимающихся благотворительностью, культурой, спортом, наукой, соцзащитой, экологией.

Через четыре месяца, когда закон вступит в силу, старейшая правозащитная организация России – Московская Хельсинкская группа (МХГ) откажется от иностранного финансирования, считая невозможным называться «иностранным агентом», заявила председатель МХГ Людмила Алексеева. Российский бизнес боится поддерживать гражданские организации, а у небогатых россиян нет привычки им помогать, поэтому МХГ будет рассчитывать на волонтеров и собирать пожертвования, сообщила Алексеева. Первым опытом такого сбора станет предстоящий юбилей Алексеевой: приглашенных просят вместо подарка пожертвовать небольшую сумму МХГ. Сама Алексеева будет работать в МХГ бесплатно, еще два сотрудника группы также отказались от зарплаты.

Полностью отказаться от иностранных грантов будет крайне сложно, частные пожертвования не смогут возместить дефицит бюджета правозащитных НКО, полагает член правления «Мемориала» Александр Черкасов. Работа правозащитников требует как минимум оплаты услуг адвокатов, центр не может отказаться от уже начатых дел в защиту пострадавших. «Мемориал» не готов отказываться от иностранных денег, но и и статус агента неприемлем, решения пока нет, рассказал Черкасов.

Президент Владимир Путин обещал увеличить с 1 млрд до 3 млрд руб. госфинансирование НКО. Реально действующие правозащитные организации гранты практически не получают, рассказал сотрудник нижегородского Комитета против пыток Олег Хабибрахманов. Комитет обращался за грантом в Общественную палату, но получил отказ.

Движение «За права человека» в 2012 г. получило грант Общественной палаты в 1 млн руб., отчетность по этим средствам едва ли не жестче, чем требования нового закона об «агентах», сообщил исполнительный директор движения Лев Пономарев. «Наш бухгалтер уже пять раз ездил сдавать отчетность, претензии бывают абсурдные: например, почему так много денег мы потратили на туалетную бумагу», – рассказал он. По его мнению, брать деньги у государства незазорно, если оно гарантирует свободу работы НКО. Это конфликт интересов, ведь правозащита – это гражданский контроль за властью, он не может осуществляться за деньги самой власти, возражает Черкасов.

По словам Пономарева, представители правозащитных НКО планируют выработать общую стратегию поиска новых спонсоров, встреча состоится в ближайшее время.