Американские автопроизводители не пустили на свои заводы кандидатов в президенты США

«Наша задача – разрабатывать, изготавливать и продавать автомобили», – заявила пресс-служба Chrysler; а General Motors отказалась предоставлять машины делегатам партийных съездов
Carolyn Kaster/ AP

Американские автомобильные компании General Motors и Chrysler, выжившие в 2009 г. благодаря помощи государства, запретили кандидатам в президенты США выступать на своих заводах, хотя раньше такое случалось. Ford, единственный крупный автопроизводитель в США, который в разгар кризиса не просил денег у Белого дома, остался верен своему давнему принципу - не принимать участия в политических кампаниях.

Хотя государству принадлежит 32% акций General Motors, руководство компании сочло, что предоставлять свои заводы для предвыборной борьбы «не годится». «Наша задача – разрабатывать, изготавливать и продавать автомобили», – говорится в заявлении компании. Chrysler, вернувшая деньги минфину и выкупившая свои акции у государства, сослалась на то, что не может остановить работы на полдня, чтобы рабочие слушали предвыборные речи.

Президент США Барак Обама гордится тем, что Белый дом спас гордость американского автопрома. Вице-президент Джо Байден так описывает достижения нынешней администрации: «Усама бен Ладен мертв, а General Motors жива». Митт Ромни, кандидат в президенты США от республиканской партии, утверждает, что минфину пора продать оставшуюся у него долю в General Motors: помощь этому предприятию в 2009 г. была пустой тратой бюджетных средств.

Состояние автопрома является одной из важнейших тем в предвыборной кампании обоих кандидатов. Штат Огайо, где расположены многие автомобильные заводы, так и не определился, за кого голосовать. Профессор политологии в Университете Акрон Дэвид Коэн указал, что во время визита в этот ключевой штат Обама не преминул напомнить о помощи государства автомобильным компаниям. «Он верит, что его решение спасти GM и Chrysler сыграет свою роль в Огайо», - сказал Коэн, отметив, что General Motors и Chrysler чувствуют себя «очень неловко», оказавшись предметом политических дебатов.

General Motors подтвердила, что в отличие от прошлых предвыборных кампаний на этот раз не станет предоставлять автомобили делегатам партийных съездов – ни республиканцам, ни демократам.

Американист Виктория Журавлева считает, что посещение заводов могло бы дискредитировать и самих кандидатов, так как может возникнуть ощущение, что заводы дают кандидату деньги на избирательную кампанию, чтобы в будущем он лоббировал их интересы. «Также это может объясняться необходимостью отделения бизнеса от государства, - отмечает политолог. - Чтобы не происходило коммерциализации государства и политизирования бизнеса».

По материалам Financial Times